Чем интересен фильм «Дневной поезд»(1976) с Маргаритой Тереховой в главной роли

«Дневной поезд» (1976) – фильм-размышление, картина для особого настроения. В нем плавное повествование, много диалогов, прогулки по ленинградским улочкам, прекрасная музыка Алексея Рыбникова.

Сюжет: Вера работает в патентном бюро и живет с пожилой мамой. Они представители питерской интеллигенции. Говорят об искусстве и книгах, в свободное время посещают театр и консерваторию. Но мать переживает из-за того, что Вера к своим годам так и не нашла женское счастье. Мать пытается познакомить Веру с сыном своей хорошей приятельницы. Он приезжает в Ленинград и останавливается у Веры и ее мамы. Но общение, которое начинается хорошо, приводит к разочарованию.

Картину «Дневной поезд» стоит посмотреть хотя бы ради Маргариты Тереховой, сыгравшей главную роль. Столько в ней достоинства, изящества, мудрости. Как говорит, двигается, задумчиво смотрит вдаль Маргарита Терехова – это настоящая эстетика. Болезнь отняла у актрисы разум, сейчас она не может обойтись без посторонней помощи и постоянного ухода. Ее роли – это память о том, какой талантливой она была.

Мать Веры сыграла актриса Римма Быкова. Кажется, она просто открывает зрителям свой характер. Кажется, что она не играет, в просто проживает жизнь на экране. Эта интеллигентность и мягкость, соседствующая с бытовой беспомощностью и некой рассеянностью. Как трогательно героиня относится к дочери, желает ей счастья. По ночам Елизавета Михайловна перепечатывает рукописи, чтобы внести свой вклад в бюджет этой маленькой семьи. С какой радостью «достает» отрез ткани, чтобы сшить дочери красивое платье, покупает ей новые туфли.

Валентин Гафт сыграл «жениха», которого пригласили в гости. Он много философствует, рассуждает о жизни, пытается понравится Вере. Хотя, каждый монолог уменьшает симпатию Веры к нему. В итоге, она понимает, что ничего серьезного из этого знакомства не получится.

У Веры есть подруги, с которыми она дружит много лет: врач Тамара (Светлана Немоляева), успешная спортсменка и тренер Лида (Татьяна Лаврова), мать двоих детей Поля (Алла Мещерякова). В жизни подруг есть романы, мужчины, какие-то эмоциональные переживания. Но счастья нет. И это тоже выясняется из диалогов.

В фильме герои ходят в гости, и застолья – это отдельная атмосфера. К приезду Игоря Елизавета Михайловна устраивает ужин, который называет парадным. Красивые хрустальные фужеры, сервировка, которую хочется детально рассмотреть.

В гостях у подруги мамы Веры герои пьют чай из красивых чашек, лакомятся вареньем в розетках. Когда Вера и Игорь без предупреждения приходят в гости к товарищу Игоря, их встречают хозяева, по-домашнему одетые. Вокруг небольшой беспорядок, так как в маленькой квартире живут муж, жена и трое детей. Но вот уже выдвигается стол, застилается красивой скатертью, ставятся угощения. А преобразившаяся хозяйка читает за столом свои стихи. Даже в этих моментах застолья раскрывается характер героев. Определенную атмосферу создают пейзажи ленинградских улочек. Погода промозглая, серая, меланхоличная, но она настраивает на философский лад.

Особого развития сюжета нет. Зрители не узнают, как закончится история Веры и Игоря, встретятся ли они еще раз. Но фильм создает определенное настроение. Он интересен с точки зрения эстетики.