Чем интересен фильм «Уходя — уходи» (1978)

В фильме «Уходя – уходи» есть несколько забавных моментов, но комедией эту историю назвать нельзя. Жизненная драма о человеке, который из-за нерешительности, страха отстаивать точку зрения, живет не так, как мог бы.

Сюжет: Дмитрий Сулин привык плыть по течению. Дома решения принимает жена, на работе мужчина боится слово сказать начальнику. Даже женщины-коллеги, с которыми единственный мужчина в коллективе работает бок о бок, разговаривают с ним в снисходительном тоне. А так хочется сказать твердое слово, донести до окружающих свое мнение, стать сильным и независимым. И ситуации, в которых Сулин может проявить твердость характера, возникают. Но герой постоянно возвращается к привычным установкам.

Режиссер картины Виктор Трегубович всегда следил за творчеством писателей-земляков. Поэтому повесть «Из жизни Дмитрия Сулина», которую написал Леонид Треер, не осталась без внимания режиссера. Он решил экранизировать это произведение с существенными правками. Так как у писателя не было навыков в создании сценария, на роль сценариста пригласили Виктора Мережко. Таким образом в создании картины участвовали три Виктора: режиссер, сценарист и главный герой.

В роли Дмитрия режиссер сразу увидел Виктора Павлова. И актер в этой работе в полной мере раскрыл талант. Виктора Павлова знали и любили зрители, но главных ролей у него было не так много. В картине «Уходя-уходи» у героя многогранный характер. Внешность и поведение безвольного человека, но внутри метание, желание изменить жизнь, потребность к росту во всех сферах жизни.

Фильм начинается сном-фантасмагорией, который часто видит герой. Он пытается похоронить начальника, не желающего «уходить», потом бежит на луг, где пасется корова, чтобы набрать в кружку молока. Но начальник опережает его вновь и вновь. И Дмитрий плачет от бессилия. Это отражение его карьеры. Дмитрий работает в тесном полуподвальном помещении, где главенствуют женщины. Ему приходится выслушивать их разговоры, перепалки, сплетни. Герой испытывает дискомфорт, но ему не хватает смелости поговорить с начальником, сделать рывок в карьере, доказать, что он заслуживает лучшего.

Начальника прекрасно сыграл Николай Рыбников. И это интересная особенность картины. Непонятно, почему с возрастом актер, которым восхищались миллионы, стал невостребованным в профессии. У него было мало работы, он радовался любым ролям. На момент съемок фильма Рыбникову было всего 49 лет. Он был на 10 лет старше Виктора Павлова. А кажется, что между мужчинами огромная временная пропасть. Тем не менее, своего персонажа Рыбников наделил и юмором, и харизмой. Режиссер сделал актеру подарок, дав возможность для самовыражения в период жизни, когда его преследовали неудачи.

Еще одна интересная особенность фильма – игра Людмилы Гурченко. Актриса всегда была яркой, привлекающей внимание. А жена Сулина в ее исполнении получилась какой-то блеклой, вызывающей жалость. Обратите внимание на походку актрисы, когда она ждет возле работы не пришедшего ночевать мужа. Идет так, будто несет на плечах огромный груз. В начале фильма Алиса еще проявляет командирские качества. Заставляет мужа продать сапоги по завышенной цене. А когда муж начинает проявлять твердость, Алиса совершенно растеряна. В ход идут слезы.

Момент с сапогами показательный. Дмитрию стыдно спекулировать, он не хочет нести сапоги на работу, торговаться о цене, заниматься всей этой мещанской историей. И происходит прорыв – Сулин выкидывает сапоги в окно. Но тут же сам пугается своего поведения, бежит во двор и начинает искать эти сапоги. Шаг к свободе от внутренних оков, и тут же два шага назад. И таких ситуаций в фильме несколько.

Сулин не хочет ехать в деревню с дочерью (ее сыграла Марина Трегубович), но едет. Ему совершенно не хочется вмешиваться в драку в электричке, но приходится. А в деревне Сулин удивляет всех, но, прежде всего, себя. Разбираться с дебоширом-соседом он пошел не столько из благородных соображений – защитить женщину, а скорее от отчаяния. И только в финале фильма, когда Сулин получил 15 суток исправительных работ, он выглядит счастливым. Жена просит его извиниться перед тем, с кем Сулин ввязался в драку. Но он делает осознанный выбор – не извиняться. Лицо героя в этот момент озаряется счастьем.

Несколько слов о героине, которую сыграла Наталья Гундарева. Неоднозначный персонаж. Марина пришла в ресторан с подругой. Там же находятся Сулин и начальник Семен Семенович. Сулин, в отличии от старшего товарища, никаких поползновений в сторону женщины не делает. Но она сама проявляет интерес и симпатию. Так Сулин впервые в жизни оказывается в доме другой женщины. Потом объявляется бывший муж Марины. И выясняется, что разведенная женщина, мать маленькой дочери, не в первый раз приводит в дом таких гостей. Она объясняет это желанием найти счастье, которого не было в восьмилетнем браке с мужем-занудой. И эта история получилась какой-то незавершенной. Трудно судить о характере героини по нескольким моментам. Возможно, в книге образ Марины раскрыт лучше.

Но все актеры, даже те, кто появлялся на экране на несколько минут, справились со своей задачей. Деревенские сцены снимались в Лампово. Некоторые жители деревни даже поучаствовали в съемочном процессе.

Если фильм изначально не воспринимать, как комедию. Смотреть, обращая внимание на детали, можно понять, что хотел сказать режиссер.

Оцените статью