“Через тернии к звездам”: 10 фактов о хите советской кинофантастики

Весной 1981 года на экраны страны вышел фильм режиссера Ричарда Викторова «Через тернии к звездам». По его замыслу, картина должна была озвучить актуальные проблемы современного общества и его будущего, в первую очередь вопросы экологии и экспериментов по созданию человека с заданными свойствами.

Несмотря на то, что руководство Госкино не позволило авторам «в лоб» сравнить Землю с гибнущей планетой Десса, фильм все равно произвел ошеломляющее впечатление на зрителей и вошел в золотой фонд советской кинофантастики. Вот несколько фактов из истории его создания.

1. Картина «Через тернии к звездам» стала третьим по счету фантастическим кинопроектом в фильмографии режиссера Ричарда Викторова. До этого вышли ленты «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», ставшие популярными не только среди детей и подростков, на которых были рассчитаны, но и во взрослой аудитории. Новый фильм режиссер снимал уже для зрителей всех возрастов.

2. Автором сценария стал известный писатель-фантаст Кир Булычев. На тот момент мало кто знал, что под этим псевдонимом скрывается Игорь Можейко, доктор исторических наук, работающий в Институте востоковедения АН СССР.

В 1982 году Кир Булычев вошел в число лауреатов Государственной премии СССР за сценарии к кинофильму “Через тернии к звездам” и мультфильму «Тайна третьей планеты». В связи с этим ему пришлось «рассекретить» свою настоящую фамилию.

3. Режиссер долго искал актрису на роль инопланетянки Нийи, поскольку требовалась девушка необычной внешности. В итоге была утверждена манекенщица Елена Метелкина, фотографии которой Викторов увидел в журнале мод.

Она признается, что, несмотря на отсутствие опыта, проникнуться ролью было нетрудно благодаря замечательно написанному сценарию и помощи режиссера«Эта героиня была как чистый лист бумаги, она не знала, как можно любить, дружить, как можно относиться к окружающим, что беречь в жизни, что дорого.

Она этому научилась от людей. Я думаю, что фильм хорош тем, что он показывает сущность настоящего человека», – считает исполнительница.

4. Основные «земные» сцены снимали в Крыму. Там же, в бассейне гостиницы «Ялта» сняли эпизоды с космической невесомостью. Актеры опускались ко дну вниз головой, пузырьки воздуха поднимались к ногам, поэтому в кадре их не видно.

5. Потресканные пустыни и таинственные гористые пейзажи планеты Десса нашли в Таджикистане. Декорациями послужили оставшиеся недалеко от города Исфары руины нефтеперерабатывающего завода, заброшенного после землетрясения. Подземные коммуникации Дессы снимали в Москве – в подвалах дома №1/2 (строение 1), расположенного на улице Солянка.

6. Столичный аэропорт Шереметьево-2 послужил декорацией космопорта. Внимательные зрители могут заметить в сценах, где он задействован, отсылку режиссера к своим предыдущим фильмам.

На табло космопорта появляется сообщение об отправлении звездолета «Заря» к пункту Альфа Кассиопея. Именно так назывался космический корабль в фантастической дилогии Ричарда Викторова о подростках-космонавтах.

7. Для имитации биомассы, из которой по сюжету профессор Глан создавал искусственных людей, сделали смесь из пожарной пены и жидкого теста. Когда снимали эпизод, в котором биомасса бурлит и движется, в резервуар со смесью запустили аквалангистов, которые передвигались внутри.

8. Роль погибших братьев и сестер Нийи «исполнили» манекены, изготовленные с помощью слепка, сделанного с тела Елены Метелкиной. Внутри манекены были заполнены жидким пенопластом.

9. В 1980 году фильм вышел в прокат и собрал у экранов двадцать с половиной миллионов зрителей. Картина вызвала интерес в 42 странах мира, где была показана. Американский режиссер Ридли Скотт, который накануне снял фантастический боевик «Чужой», дважды посещал «Мосфильм», чтобы пообщаться со съемочной группой картины.

10. Ричард Викторов и Кир Булычев планировали закончить фильм жесткой фразой, написанной в финальных титрах: «Все кадры мертвой планеты Десса сняты на Земле сегодня», что подчеркнуло бы изначальный замысел авторов – заставить землян задуматься о будущем.

Однако в Госкино идею не поддержали. Почти такая фраза появилась лишь в обновленной версии картины, выпущенной в 2001 году сыном режиссера, Николаем Викторовым, который пошел по стопам отца.

Оцените статью
“Через тернии к звездам”: 10 фактов о хите советской кинофантастики
«Шах королеве бриллиантов» — когда жертва вовсе не жертва