Советский кинематограф хранит немало темных тайн. Одна из них – история пяти актрис, чьи карьеры разрушил Иван Пырьев, могущественный режиссер и руководитель «Мосфильма», а затем и Союза кинематографистов.
Этот материал приоткроет завесу над непростыми судьбами этих женщин, ставших жертвами деспотизма Пырьева, человека, способного одним росчерком пера решить судьбу актерской карьеры.
Екатерина Савинова
Одной из самых печальных историй стала судьба Екатерины Савиновой, талантливой актрисы, которая запомнилась советскому зрителю ярким образом Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра».
Савинова, по слухам, столкнулась с проблемами в карьере, когда не приняла ухаживания Пырьева во время съемочного процесса «Кубанских казаков». Отвергнутый Пырьев, используя свое влияние, фактически лишил Савинову возможности сниматься в кино.
Отсутствие работы, прогрессирующее заболевание (ей диагностировали бруцеллёз) и, как следствие, глубокая депрессия, привели к трагическому финалу. Екатерина Савинова, не выдержав давления обстоятельств, покинула столицу и переехала в Новосибирск, где добровольно ушла из жизни. Ей было 43 года.
Ия Арепина
Мировое признание актриса Ия Арепина получила за роль Маши Мироновой в «Капитанской дочке». Казалось, что ее ждал успех, но вскоре последовал конфликт с режиссером Пырьевым. Арепина была отстранена от главных ролей, получая лишь второстепенные роли.
Режиссер якобы преследовал Арепину, однако актриса не стала мириться с домогательствами и решилась на отчаянный шаг – написала жалобу на Пырьева. Этот поступок, вместо ожидаемой защиты, лишь усугубил положение. Арепина не просто перестала получать предложения о съемках, ей было запрещено даже участвовать в кинопробах.
Несмотря на все попытки восстановить справедливость, Ия Арепина так и не смогла вернуться в большое кино. Арепина скончалась в 2003-м году в возрасте 73 лет.
Марина Ладынина
История Марины Ладыниной, второй супруги Пырьева, является ярким примером того, как личные отношения могли определять карьеру в советском кинематографе.
Будучи женой именитого постановщика, Ладынина регулярно исполняла центральные роли в его картинах. Она получила статус одной из самых известных актрис того времени не только благодаря своему мужу, но и незаурядному актерскому дарованию.
Однако после расторжения брака с Пырьевым карьера Ладыниной неожиданно прервалась. Поговаривали, что артистка добровольно отказалась от съемок, не желая показывать публике признаки возраста.
Тем не менее, в профессиональном сообществе существовала иная точка зрения: по слухам, именно Пырьев, затаив обиду на бывшую супругу, использовал свое влияние, чтобы перекрыть ей доступ к новым ролям.
Марина Ладынина скончалась в марте 2003-го года на 95-м году жизни в Москве.
Людмила Марченко
Настойчиво Пырьев пытался ухаживать и за актрисой Людмилой Марченко, известной по фильмам «Добровольцы», «До будущей весны», «Кто стучится в дверь ко мне…».
Влиятельный деятель кино пытался завоевать расположение восходящей звезды, предоставив ей отдельное жилье и суля головокружительную карьеру в кинематографе.
Однако Марченко отвергла ухаживания Пырьева и вступила в брак со студентом МГИМО Владимиром Вербенко (с которым она довольно быстро развелась). В ответ на это режиссер, используя свое положение в киноиндустрии, фактически закрыл для нее путь в профессию.
Эта драматичная ситуация негативно сказалась и на личном счастье актрисы. Ее гражданский брак с геологом Валентином Березиным завершился трагически: мужчина напал на Людмилу, в результате чего ее лицо было покрыто шрамами.
После этих событий творческая карьера талантливой актрисы не состоялась. В январе 1997 года Людмила Марченко скончалась на 57-м году жизни. Она пережила своего второго мужа, художника Сергея Соколова, на один год.
Клара Румянова
Некоторые считают, что конфронтация Клары Румяновой с Иваном Пырьевым закончилась не так трагично, как у остальных из «черного списка» режиссера.
Согласно воспоминаниям современников, артистка проявила принципиальность, отказавшись участвовать в кинопроекте «Испытание верности». Она открыто раскритиковала не только предложенную роль, но и качество сценария, а также режиссерский подход самого Пырьева. Этот поступок фактически закрыл для нее дорогу в игровое кино.
Тем не менее, Румянова сумела реализовать свой талант в другой области киноискусства. Она обрела всенародную известность благодаря уникальному голосу, став одной из самых востребованных актрис дубляжа.
Так, ее голосом говорит Панночка из «Вия», Василиса Премудрая из «Вовки в Тридевятом царстве», Малыш из «Малыша и Карлсона».
Актрисы не стало в 2004-м году. Ей было 74 года.