«Честный, умный, неженатый…» — тут не мораль, а зависть…

У этого фильма странная мораль, точнее – перевёрнутая. Хотя, вроде бы всё на своём месте. Но такое ощущение, что младший брат кидает обвинения старшему …от зависти. Но – обо всём по порядку!

Итак, социальная драма «Честный, умный, неженатый…» (1981). Идеал, одним словом. БАМовец Артём Дольников (Лев Прыгунов), находясь в отпуске, приезжает в свой родной город (в роли города снялась Коломна).

Интересно, что Прыгунов, которому на момент съёмок было в районе 40 лет, играет здесь молодого парня лет 25-27, и, если не приглядываться, весьма органичен, даже с усами, которые всем добавляют возраст.

При этом, он не обычный работяга, но передовик производства, коего показывают по телевизору и приглашают к пионерам в качестве героического земляка, а пионервожатая (Елена Аржаник), говорит с ним, задыхаясь от восторга.

К тому же Артём хорош собой, много зарабатывает, умеет ввернуть словечко, балагур. Типаж пижонистого пролетария, весьма распространённый в 1970 – начале 1980-х годов.

Дольников немного заносчив, но он имеет кое-какое право на такую слабость – всё же работает в трудных условиях, и делает это на пять с плюсом. Тогда на БАМ активно устремлялись те, кто не боялся холода, мошкары, неудобств.

Его семья – старшая сестра Анна (Галина Польских), младший братец Антон (Александр Ермаков) и жена брата – Катя (Марина Дюжева) плюс их ребёнок – все они живут в том самом доме, откуда когда-то уехал Артём.

Радость встреч сильно омрачается сообщением, что невеста Дольникова благополучно его забыла и вышла замуж. Однако же парнишка недолго расстраивался – пошёл на танцы, принялся ухаживать за местной продавщицей, в которую влюблён инженер…

Здесь много сюжетных линий, но они, увы, …никак не развиваются, обрываясь на полуслове. Неслучайно журнал «Советский экран» писал: «Но всё же надо признаться, что ему (фильму) не хватает большого художественного дыхания, в нём ощутима всё-таки какая-то эскизность и робость в реализации темы»*.

Да, эскизы, намётки, наброски. И, если современное кино «многословно», то в СССР часто делали короткие сюжеты, где надо было самим достраивать фабулу. Ещё один минус – старшая сестра в исполнении Галины Польских …кажется матерью героев.

Так, приехав, Артём кричит ей: «Мать!», потом выясняется, что она их воспитывала, а потому и мать. И затем в одной из сцен сестра/мать поёт песню: «На этой огромной планете, сынок, / Под куполом вечных небес…».

Cынок, а не братик или там браток. У меня такое чувство, что изначально по сценарию была всё-таки мать, но затем решили сделать героиню Польских сестрой, ибо она – ровесница Прыгунова, 1939 года рождения.

С чего я начала? С невнятного вывода. В конечном итоге младший брат, который (будем честны) вообще ничего не добился, выкатывает Артёму целый воз претензий.

Дескать, ты, брат, никто-ничто-никак, живёшь, морально паразитируя на обществе. Повторюсь, Дольников-старший – не тунеядец, а передовой работник БАМа, и деньги там были – трудные.

А братец-Антон выкрикивает что-то насчёт лёгкой жизни, будто бы Артём служит в доме моделей манекенщиком и фарцует духами Climat да штанами Levi`s.

Если не знать начала этой киноистории, а сразу попасть на сию тираду, покажется, что Артём – пропащая личность и его вот-вот привлекут по какой-нибудь статье УК. Да, из-за чего, собственно?

Видите ли, БАМовец по сию пору не обзавёлся второй половинкой, не имеет детей и «кабы ты приехал с тёщей…», мы бы тебя уважали. Ага. Именно фраза о тёще, которая обязательна для состоявшегося мужчины. И что?

Домочадцы кивают, говорят, что семейно-детный Антон прав. Так вот меня не покидает ощущение, что младший люто завидует старшему, его большому делу, его успехам, его физиономии в телевизоре, а, быть может, и его бессемейной свободе.

В финале Артём уезжает обратно на БАМ, понимая, что его место – там, не дома. Хотя, провожают его благодушно, да и сам он радостен, а всё же кажется, что улыбается он потому, что …будет подальше от этих родственничков.

Думается, что поэтому — из-за непонятных смыслов — кинокартина редко упоминается где бы то ни было, зато музыка Евгения Крылатова, особенно песня на слова Леонида Дербенёва стала жить отдельной жизнью.

Оцените статью
«Честный, умный, неженатый…» — тут не мораль, а зависть…
Терехова закатывала истерики и разбила Боярскому нос: как снимали «Собаку на сене»