«Четыре мушкетера» и «Четверо против кардинала» — шалость удалась!

Эти фильмы такие древние, что у тех, кто смотрел его в год выхода ребенком, уже есть внуки — в этом году фильмам исполняется 50 лет. Но до сих пор мы помним полные залы и хохочущих людей.

Режиссером обоих фильмов стал Андре Юнебель, известный французский деятель кино. Специализация Юнебеля в кино — приключенческие и комедийные фильмы, зачастую он в одной картине совмещал оба жанра. Он, например, снял все три фильма о Фантомасе. Картины «Четыре мушкетера Шарло» и «Четверо против кардинала» стали финальными в его кинокарьере. Ранее Юнебель уже обращался к роману дюма: в 1953 году он снял фильм «Три мушкетера». И вот более 10 лет спустя, он вновь обратился к роману, но на этот раз вместе со своим сыном Жаном Аленом, который писал сценарии для многих его картин, решил создать комедию абсурда, фарс, стёб, такой, чтобы зрители падали со смеху.

Надо сказать, что ему это блестяще удалось. Он перевернул роман, сделав главными героями не мушкетеров, а их слуг. На главные роли были приглашены участники известной музыкальной группы «Шарло», название которой переводится как «сумасшедшие», «безумцы». Коллектив специализировался на исполнении веселых песен и был весьма популярен во Франции, а благодаря довольно обширной фильмографии, его хорошо знали и за рубежом. Великолепная четверка музыкантов прекрасно справилась с задачей. Фильм получился смешной, местами пикантный и прямо скажу — хулиганский. Шутки в нем, конечно, примитивные, уровня балагана, тонкостью не отличаются, но все это так мило оформлено, так по-доброму преподносится, что вся пошлость улетучивается, остается только веселье. Кстати говоря, именно эти два фильма стали самыми кассовыми фильмами Юнебеля в СССР.

Сюжет прост: мушкетеры Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян умом, увы, не блещут, и поэтому попадают в разные неприятные ситуации. Кто же их выручает? Конечно, пронырливые слуги: Гримо, Мушкетон, Планше и Базен. Чтобы спасти репутацию, а то и жизнь своим господам, а значит, и свою работу, четверка проявляет чудеса изобретательности и не брезгует никакими методами на пути к достижению цели. Запихать гвардейцам раков в штаны, переодеться служанками, а то и самим кардиналом, навешать люлей врагам — данивапрос! В результате все действие фильма наполнено комичными ситуациями, порой доходящими до абсурда. Она сцена, в которой кардинал, король и отец Жозеф отвешивают друг другу пенделей, чего стоит. А побег из дворца в паланкине, из которого вынуто дно, «чтобы быстрее было»?

А диалоги? И отдельные хомы?

— Кардинал, королева не в себе!

— Почему вы так считаете?

— Она сказала, что вы хороший человек!

— Это новейшее оружие, дети мои, называется дубинка. А искусство владения им «дубасенье». Благословим же дубинку!

— Приготовьтесь, сейчас я дам пинка самому королю Франции!

Помню, в детстве меня удивляли не особо прекрасные лица актеров, особенно Констанции. Сейчас меня еще удивляет и возраст героев: почти все с седыми висками, молоды только дамы: Миледи, Констанция и королева. Кстати говоря, Констанцию в фильмах играет дочь Чарли Чаплина Джозефина Чаплин.

Самым уморительным персонажем для меня был и остался отец Жозеф (актер Поль Пребуа), этот религиозно фанатичный лицемер:

Помните?

— Что я наделал! Я прикоснулся к ней! Я совершил плотский грех! Господи, прости меня, прости! Ты прощаешь половину греха, а я попросил дважды, ты все простил? Точно? Всё? Ну хорошо, я пошел.

Даже сейчас, 50 лет спустя эти фильмы вполне можно смотреть, если хочется развлечься и посмеяться. Один из критиков как-то выразил мысль, что Юнебель захотел на старости пошалить. Что ж, надо признать, что шалость удалась.

Оцените статью
«Четыре мушкетера» и «Четверо против кардинала» — шалость удалась!
«Школьный вальс»: почему Цыплакову отчислили из института и как ленту не пускали в прокат