Знаете, есть такое одно весьма интересное высказывание, что в жизни человека его всего три важнейших этапа: рождение, свадьба и потом «отправление на тот свет». Именно эти три события являются важнейшими, можно сказать фундаментальными, в жизни каждого из нас.
В каком-то смысле, это действительно так, но значит ли это, что стоит всю свою жизнь беспокоиться только о том, как бы выйти замуж/жениться? Нет.
Собственно, так мы плавно подобрались к главной проблеме фильма «Одиноким предоставляется общежитие» от режиссёра Самсона Самсонова.
При всём уважении к Самсонову, снявшему немало действительно достойных картин (вспомнить хотя бы весьма необычную мелодраму «Каждый вечер в одиннадцать»), я считаю картину «Одиноким предоставляется общежитие» одной из самых слабых в его фильмографии.
Пожалуй, главной проблемой, связанной с этим фильмом, является стереотипная демонстрация того, что главная цель в жизни любой девушки – это выйти замуж, причём чем раньше, тем лучше. Практически у всех ткачих из женского коллектива, включая нашу главную героиню, основная мечта заключается в том, чтобы найти себе мужчину.
И я ещё могу понять, если бы такая мысль мелькала где-то в старом западном кино. Вспомните образ американской женщины из 1950-х: скромная домохозяйка, всегда ожидающая любимого мужа с работы. Однако в СССР всё было совершенно иначе.
В наших фильмах девушек всегда показывали сильными и волевыми. В качестве одного из лучших примеров я бы вспомнил фильм «Простая история» 1960 года, с Нонной Мордюковой в главной роли.
Героиня Саша Потапова – это идеальный образец того, какой была настоящая советская женщина. Она не побоялась взять на себя ответственность главы колхоза и успешно руководила им долгое время. Причём, чтобы сохранить эту должность и свою работу, отказалась от возможности выйти замуж за любимого ей мужчину, не смогла она променять свой коллектив и дело всей своей жизни на любовь.
И я не утверждаю, что каждая девушка должна быть «карьеристкой» – совсем нет, просто при этом у любой дамы должны быть какие-то стремления и интересы помимо навязчивого желания выйти замуж. Опять-таки, возвращаемся к фильму «Одиноким предоставляется общежитие».
Фильм как-то навязчиво пытается донести до нас идею того, что замужняя женщина – это счастливая женщина, ну и, соответственно, это также работает в обратную сторону.
Абсурдный и абсолютно далёкий от реальности посыл, который особенно не был характерен для девушек советского времени. Неужели каждая советская девушка мечтала только о том, чтобы выйти замуж? Возможно, кто-то и не искренне хотел совмещать роль хозяйки и рабочей, но это не значит, что у всех дам это должно быть главной целью жизни.
Тем более, в Советском Союзе все работали, активно занимались общественной деятельностью. Круг интересов молодых особ явно был шире, чем просто «удачное замужество».
Также хотелось бы отметить второй весьма немаловажный момент – демонстрация жизни в общежитии. Я сам жил в студенческом общежитии, поверьте мне, ничего весёлого в этом нет. Точнее, единственный плюс заключается в возможности завести новые знакомства с хорошими людьми, а из минусов примерно всё остальное.
При этом ткачих абсолютно не волнуют весьма некомфортабельные условия жизни, а все разговоры только о свадьбе, о мужчинах, о «поиске любви». Хоть бы одна девушка сказала: «А я вот, хочу устроиться работать на хорошее предприятие и жить не в тесной общаге, а в собственной квартире». Или у девушек не могут быть такие цели?
Вот и получается, что хоть «Одиноким предоставляется общежитие» на поверхности весьма милый и забавный советский фильм, стоит только копнуть немного глубже, как становятся видны многочисленные проблемы этой картины. Возможно, его просто стоит воспринимать, как обычную ни на что не претендующую комедию, и всё же этот фильм вызывает у меня весьма смешанные чувства.
Пожалуй, из действительно положительных моментов я могу отметить лишь прекрасную актёрскую игру. Наталья Гундарёва в роли Веры Голубевой – это просто неземное очарование, было приятно наблюдать за каждым её появлением в кадре.
Также Александр Михайлов, сыгравший коменданта Виктора Петровича, справился с ролью отнюдь не хуже, да и вместе с Гундаревой они смотрятся весьма органично. Про всех второстепенных персонажей могу сказать всё то же самое – замечательное исполнение, жаль только сами герои, увы, не вызывают никакого интереса.