Все разборы этого фильма начинаются с рефрена — «Снежную сказку» (1959) не то запретили, не то ограничили в прокате, ибо цензоры увидели в образе Старого Года (молодой Евгений Леонов) аж Никиту Сергеевича.
Если честно, я не знаю, кем надо быть, чтобы в этом персонаже, мечтавшем остановить время, узнать человека, при котором шло не просто динамичное, а …гротескно-динамичное развитие общества. Именно так – гротескно.
Решения принимались на скорую руку, что-то беспрестанно ломалось или продвигалось, а потом – начинали думать: «А правильно ли?» Хрущёва можно обвинять во многом, но не в застое и желании притормозить.
Вторая версия запрета или полузапрета – слабость режиссуры Алексея Сахарова и Эльдара Шенгелая. Кинокартины, не отвечавшие высоким требованиям, клались на ту же полку, что и социально, политически вредные.
Уже в 1980-х, когда в Перестройку были показаны все полочные фильмы, все убедились в том, что выдающихся шедевров среди них не было. Или — почти не было.
Слаба ли «Зимняя сказка»? Не думаю, что конкретный провал. Напротив, киноработа – интересна. Не выдающаяся, но и не ужасная. И вот, наконец, третья причина, по которой этот фильм шёл «вторым экраном»…
Почему его крутили по ДК и сельским клубам, а не в центральных кинотеатрах? В кадре — пугающие виды. Ага. Эти снеговики, обдуваемые ветром в полумгле, под зловещую музыку – это чистый Альфред Хичкок.
Я придерживаюсь третьей версии – она самая честная по отношению к этой ленте, да и наиболее правдоподобная. Перед нами — трио жутковатых снежных баб, затем превращающихся в каких-то ведьм.
…В Продажную Душу, Бумажную Душу и Чёрную Душу. Кроме того, в «Снежной сказке» и без них — масса всего страшноватого – например, девочка-снегурочка, у которой эти дамы выманивают сердце-часики…
Она становится не менее жутким снежным столбиком с протянутой рукой, держащей те часики. Да и сама идея остановки времени с погружением в вечный холод нескончаемого 31 декабря – пугает.
Повторюсь, фильм не запрещали – иначе, откуда постеры, сделанные именно в год выпуска? Итак, перед нами экранизация повести Виктора Витковича и Григория Ягдфельда «Сказка среди белого дня» (не читала, увы).
Некий мальчик-фантазёр Митя накануне Нового Года в очередной раз врёт выдумывает, что его игрушечные часики могут останавливать ход вселенной, а заодно оживлять снеговиков.
Затем выясняется, что это правда, и снежная отроковица, которой Митя «подарил» сердце в виде тех часиков, оживает, превратившись в красивую девочку Лёлю.
О существовании часов узнаёт Старый Год – вредный, но при том – не особо поганый дядька, решающий прекратить движение времён, чтобы… помочь всему человечеству. Дескать, люди перестанут опаздывать, как минимум.
Ему на помощь приходят те самые снежные ведьмы (Вера Алтайская, Зинаида Нарышкина, Клара Лучко), и их беготня, драки да разборки – самое потрясающее в этой кинокартине.
Больше того, Клара Лучко в неожиданной роли Чёрной Души здесь просто шикарная дива. Её не портит даже …ведро на голове. Разумеется, всё оканчивается хорошо – зло наказано, а девочка-снегурочка …улетает в космос.
Это, конечно, не самый лучший детский проект 1950-х годов, но он имеет право на существование. Кроме того, в сказке бичуются пороки — Продажная Душа символизирует спекуляцию…
…Бумажная душа — доносительство и бюрократию одновременно. Чёрная Душа — красавица с распущенными волосами — коварство, неприемлемое даже для остальных плохих душ. В общем, занимательное зрелище.