Я влюбилась в Наташу с первого взгляда, когда тринадцатилетняя девочка вбегает в комнату, обнимая куклу и заливаясь громким, заразительным смехом.
Моя благосклонность к ней растет, когда она придирается к матери о том, какой десерт будет подан, и когда позже, бессонной ночью, она выражает желание полететь на Луну. Даже ее роман с Анатолем не может вывести меня из ее фан-клуба.
Я стараюсь видеть в ней не просто наивную девушку, которую с готовностью соблазняет плейбой, а смелую молодую женщину, готовую заплатить цену за свою любовь в Анатолю.
Я восхищаюсь ее добротой и упорством в уходе за Андреем на смертном одре, ее бывшим женихом, который разорвал помолвку, когда узнал, что она ему изменяет. Меня тянет к Наташиной живости и, главное, к ее огромной радости, не зависящей ни от каких внешних условий.
Спросите, чем вызвано мое недовольство концовкой?
А вот чем. Наташа оказывается полной противоположностью той, кем была раньше. Через семь лет после того, как она вышла замуж за Пьера, Ростова «наполнилась и расширилась», ее внутренний огонь жизни погас, и ее довольство исходит из одного и единственного источника: мужа и детей.
Как читатель, недовольный трагическим концом для такого прекрасного персонажа, любимого мною персонажа, я обвиняю писателя в его личной недоброжелательности к Наталье. Мне кажется, что Толстой в лучшем случае имеет очень узкое представление о женщинах, а в худшем — скрытый женоненавистник.
Прочитанное создает впечатление, что Толстой считает идеальным для женщины отказ от собственности личности в угоду интересам мужа и семьи.
Материнство Наташи писатель рассматривает как единственную истинную цель женственности — даже ценой потери ее индивидуальности, что очень напоминает его отношение к собственной супруге.
В общей сложности за 30 лет брака Софья Андреевна была беременна 10 лет и родила 13 детей, из которых только 8 пережили период детства.
Своего последнего ребенка Софья Толстая родила в 44 года. Одиннадцать из своих 13 детей она вскормила грудью.
И, хотя Лев Николаевич отдавал себе отчет, что Соня еще совсем ребенок, «вино ее прелести ударило ему в голову» — так эти свои чувства он потом опишет в романе-эпопеи «Война и мир». Даже внешность Наташи Ростовой была списана с Сони Берс – «худенькая, большеротая некрасивая, но совершенно неотразимая в сиянии своей юности».
Собственно говоря, в реальной жизни Толстого мы можем найти личную нотку этого, как теперь кажется, очень ограниченного взгляда на женщину. Подобно Пьеру в « Войне и мире », молодой Толстой жил в роскоши; однажды он признался Антону Чехову , что был «неутомимым охотником за женщинами».
Толстой даже записал свое обобщение о женщинах на странице: «Женщины безобидны только тогда, когда они всецело поглощены обязанностями материнства или когда они приобрели почтение старости». (Руэлоп-Миллер, «Толстой-апостольский крестоносец»)
В этом свете каждое изменение, происходящее с Наташей, в конце концов подтверждает толстовскую дихотомию женских добродетелей и физического влечения. В романе эта дихотомия также иллюстрируется резким контрастом между предыдущей и нынешней женой Пьера.
Элен очень красива и всегда хвастается чередой любовников. Наташа в расцвете сил чуть не грешит, сбежав с Анатолем, пока она все еще помолвлена с Андреем.
Однако, поскольку после замужества она толстеет, становится некрасивой и унылой, она больше не представляет угрозы для моральной целостности своего мужа; скорее, ее отсутствие обаяния является достаточным доказательством высокого ума Пьера: Пьер наконец научился «видеть во всем великое, вечное и бесконечное» и ведет довольную жизнь простоты.
Напротив, самоотверженная, лишенная обаяния и очень часто бессмысленная Наташа олицетворяет толстовских женщин.
Такая трансформация происходит не только с Наташей. Княгиня Марья, бывшая пылкой духовной искательницей, после замужества также превратилась в мать и жену.
Хороший, замужний женский тип можно найти и в «Анне Карениной», другом шедевре Толстого. Кити, хорошенькая, бойкая девушка до замужества и верная, преданная мать после замужества, напоминает читателям Наташу. И так же, как Наташа и Марья, Кити равнодушна к интеллектуальной стороне своего мужа Левина.
По сути, именно так произведения Толстого передают свою мораль: красивые, добрые принцессы всегда покоряют сердца красивых, храбрых принцев и наоборот; вместе они живут долго и счастливо. Еще более мудреным образом Толстой пытается убедить нас в том, что подчинение страданию обещает полноценную, радостную жизнь.
Его пристрастие к женщинам заключено в странную формулу: либо они привлекательные, бездетные и морально подозрительные прелестницы, либо простые, тупые, преданные матери. Он уничтожает энергичную и симпатичную Наташу, потому что не верит, что женщины могут быть одновременно очаровательными и добродетельными.
Почти все мужские персонажи в « Войне и мире» напротив, претерпели определенный уровень интеллектуальной и психологической трансформации.
Но фактически, все толстовские женские персонажи, связанные домашними делами, не могут достичь откровения через жизненный опыт, как это делают их коллеги-мужчины.