Что не так с одним из лучших советских детективов «Ловушка для одинокого мужчины»

В 1990 году от режиссёра культовой комедии «По семейным обстоятельствам», Алексея Коренева, вышла новая работа, на этот раз в жанре детектива, но с присущим автору юмористическим оттенком – «Ловушка для одинокого мужчины».

По сюжету у молодого супруга Даниэля Корбана (сыграл его Николай Караченцов) пропала жена. Разумеется, он тут же решает обратиться в милицию, но почти сразу к нему приводят некую незнакомую барышню, представляющуюся той самой пропавшей женой. Корбан решает взяться за расследование этого загадочного дела, ведь вряд ли это он сошёл с ума, скорее эта чужая ему женщина просто пытается претендовать на его имущество.

Сразу хочу отметить, фильм действительно отличный. Он достаточно небольшой по масштабам, я бы сказал камерный. По сути, тут только Караченцова мы и наблюдаем большую часть времени, на что я совершенно не жалуюсь – даже наоборот.

Интересно было наблюдать за тем, как наш протагонист пытается выбраться из всей этой до смешного абсурдной ситуации. Впрочем, все остальные актёры в лице Юрия Яковлева, Ирины Шмелёвой, Иннокентия Смоктуновского, Вениамина Смехова и Елены Кореневой справляются совершенно не хуже. И это я сейчас назвал весь актёрский состав, упустил разве что Сергея Мигицко, сыгравшего небольшую роль полицейского. Однако, несмотря на шикарный состав, здесь же начинается первая проблема.

Возможно, это просто вкусовщина, но Караченцов, на мой взгляд, немного переигрывает. Подобное смотрелось бы вполне уместно, если бы фильм позиционировал себя исключительно, как гротескная комедия, но несмотря на комедийное настроение, он всё ещё придерживается детективного жанра. Николай Петрович, при всём уважении, сделал образ Даниэля исключительно юмористическим, из-за чего воспринимать его серьёзно становится достаточно проблематично.

Хотя, казалось бы, в самой этой ситуации вообще нет ничего смешного. Смотрится подобный диссонанс достаточно странно и неуместно. Я бы провёл параллель с другим похожим фильмом «Ищите женщину», где карикатурное поведение Леонида Куравлёва и Софико Чиуарелли выглядит более уместно что ли.

Да, жанр почти такой же, некий ироничный детектив, при этом гипертрофированная актёрская игра, то есть переигрывания, в контексте всего происходящего смотрятся органично. Про «Ловушку для одинокого мужчины» так не скажешь.

В принципе, весь фильм крайне неоднозначный, или лучше сказать, не определившийся. Он будто пытается усидеть на двух стульях сразу, но в итоге падает куда-то между ними. Вот, с одной стороны, ощущение словно режиссёр и сценаристы, занимавшиеся адаптацией французской пьесы (да, фильм снят по пьесе) хотели интересно преподнести детективную составляющую историю.

При этом юмор тоже старается перетянуть одеяло на себя. По ходу просмотра мне моментами не особо было понятно, какие эмоции я должен испытывать в этот момент? То ли посочувствовать главному герою, то ли просто не воспринимать картину слишком серьёзно и просто хохотать от души.

Но я не могу игнорировать очевидные плюсы ленты. Та самая детективная часть здесь просто потрясающая. Серьёзно, я уже так много насмотрелся детективных фильмов, что меня уже не так часто можно удивить неожиданными сюжетными поворотами в конце.

И всё же «Ловушке одинокого мужчины» это удаётся каждый раз – словно всегда смотрю картину заново, совершенно забывая о столь неожиданной концовке. Вот серьёзно, здесь моё отдельное почтение Роберу Тому – автору оригинальной пьесы.

Я, собственно, по этой причине искренне считаю «Ловушку для одинокого мужчины» одним из лучших советских детективов. Я многое ожидал, но точно не то, что увидел в итоге. И этот «твист» выглядит максимально естественно, прекрасно объясняя поведение как главного героя, так и вообще всех вокруг. Именно в великолепной концовке раскрывается вся суть этого замечательного кино, но остальная часть всё же сбивает с толку.

Итого я совершенно не понимаю, к чему здесь такое обилие юмора. То есть, не поймите неправильно, я считаю Алексея Коренева прекрасным комедийным режиссёром, в фильмографии которого очень много замечательных юмористических произведений. Но в случае с «Ловушкой одинокого мужчины» эти шутки и переигрывания главного актёра смотрятся неуместно.

Я зайду даже дальше, и скажу, что из фильма мог получиться прекрасный криминальный триллер с неожиданной развязкой. Возможно, если бы пьесу Тома экранизировали сегодня, то сделали бы именно так. Однако имеем, что имеем. Язык не повернётся назвать фильм плохим или проходным, и всё же до «шедевра» он тоже совсем не дотягивает из-за отчаянных попыток разорваться меж двух жанров.

Оцените статью
Что не так с одним из лучших советских детективов «Ловушка для одинокого мужчины»
40 лет «Блондинке за углом»: как Миронов довел фильм Бортко до больших экранов