Что не так с советской «комедией» «Берегите женщин» и где авторы переборщили

Сейчас культовая классика, а в своё время критики и аудитория встретили её крайне противоречиво – это относится ко многим знаменитым фильмам, в том числе советской комедии под названием «Берегите женщин» 1981 года.

Это сейчас почти любой советский фильм у нас принято возносить до небес и отзываться о них исключительно в положительном ключе, но во времена премьеры фильма Виктора Макарова и Александра Полынникова ситуация была совершенно иная.

Безусловно, сейчас большая часть аудитории считает это образцовой и даже прогрессивной комедией о команде из трёх сильных независимых женщин, которым противопоставлен образ несамостоятельного и неприспособленного к суровой бытовой жизни студента Евгения Масловского (Андрей Градов). И всё-таки, повторюсь, в картине не обошлось без множества проблем, о которых мы сейчас поговорим.

Излишнее фокусирование на теме феминизма

Начнём, пожалуй, с самого интересного момента – демонстрация образа сильной женщины и слабого мужчины. Многие зрители очень категорично относятся к подобным архетипам и отмечают, что поведение всех девушек на борту вызывало у них искренне непонимание. Капитаншу многие вообще описывали, как самовлюблённую и ни на что не способную девушку с завышенным самомнением.

Думаю, большинство этих критиков малость забыли о том, что такие архетипы в целом были очень свойственны советскому кинематографу, а точнее комедиям. Серьёзно, вспомните хотя бы легендарный фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» – начальница Людмила Прокофьевна со скверным характером и её слабовольный подчинённый Анатолий Новосельцев, а как насчёт «Москва слезам не верит» с Екатериной Тихомировой?

Вокруг которой ещё и постоянно ошиваются далеко не самые идеальные мужчины в виде маменькиного сыночка Родиона или хамоватого алкоголика Гоги. При этом я никогда не видел, чтобы к этим фильмам были претензии насчёт карикатурности женских и мужских персонажей.

Понимаете, всё-таки «Берегите женщин» – это комедия, а фильмы этого жанра по умолчанию постоянно гиперболизируют, то есть преувеличивают, действительность ради пущего комедийного эффекта.

Не лучшая актёрская игра

Ещё одной причиной, по которой нередко ругают картину, стала слабая актёрская игра. Если честно, здесь я спорить не стану. Капитан Люба, в исполнении Марины Шиманской, вот совсем тянет на руководителя, вся из себя миловидная и чуткая – не такого персонажа себе представляешь не в роли капитана судна. Остальные девушки тоже справляются с горем-пополам, да и Градов местами слишком уж переигрывает, как по мне.

Можете мне возразить, что это ведь комедия, а значит, избыток эмоций, можно даже сказать «кривляния», здесь могут смотреться вполне уместно, если правильно подобраны.

Ну вспомните хотя бы Юрия Яковлева в роли Ивана Васильевича – эмоции из его персонажа так и хлещут и подаются порой в очень гипертрофированной форме, но это абсолютно не вызывает недовольства, а наоборот – смешит. Про «Берегите женщин» я, к сожалению, не могу сказать того же.

Скучный неправдоподобный сюжет и отсутствие смешного юмора

Наконец, замечания посыпались в сторону вообще всего происходящего. Зрителям он показался слишком неинтересным. Будто нас закрывают в рамках одной только этой палубы и не демонстрируют практически никаких интересных взаимодействий между героями или просто неординарных ситуаций. По большей части нас пытаются рассмешить тем, что Масловский совершенно ничего не умеет, а из макарон вообще лепит подобие торта.

Да, определённо в картине есть как минимум несколько забавных моментов, и всё-таки, чего ему не достаёт, какой-то уникальной идеи, мотива, посыла. Если авторы хотели донести мысль, что советские женщины ничуть не слабее мужчин, то это уже совсем не новая идея и многие советские фильмы в этом преуспели гораздо лучше. Например, «Самая обаятельная и привлекательная» от Геральда Бежанова, всё та же «Москва слезам не верит».

И это я только комедии перечислил, на секундочку. «Берегите женщин», в свою очередь, подаёт эту отличную идею слишком топорно и, как говорится, «в лоб». Я отметил, что картину критиковали за изобилие идей феминизма, но проблем здесь не в самом факте демонстрации сильных женщин, а скорее том, как это всё преподносится в рамках сюжета.

Заключение

Честно скажу, несмотря на все изложенные выше претензии, мне всё ещё нравится фильм «Берегите женщин». У него много недостатков, местами он очень далёк от идеала, да и большая часть шуток меня как-то совсем не зацепила. Просто не стоит слишком сильно завышать ожидания перед просмотром, ведь это простая лёгкая комедия, не претендующая на звание чего-то гениального или глубокого.

Оцените статью
Что не так с советской «комедией» «Берегите женщин» и где авторы переборщили
Фильм «Юлька» (1972): младшая сестра Натальи Варлей в истории про учащихся ПТУ