Что сейчас выглядит фантастикой в известном советском детективе, и как актёр, ненавидящий советскую власть, сыграл полковника-коммуниста

Речь идёт о пяти-серийном фильме «Профессия — следователь» режиссёра Александра Бланка, снятом в 1982 году. На экраны он вышел в 1984.

Преступники придумали схему обогащения, основанную на фиктивной заготовке чеснока и перца, которые не докладывались в аджику.

Гонялись пустые фуры, в преступную группировку оказались втянутыми очень разные люди, ну а делом занимается полковник, следователь по особо важным делам, Борис Иванович Антонов, которого играет Георгий Бурков.

Сюжет, кстати, создан по реальным событиям, а преступление было раскрыто мастером своего дела, следователем по особо важным делам, полковником Павлом Васильевичем Лукашёвым.

Антонов — человечный человек, следователь, который в своей работе, требующей огромных умственных усилий, постоянно уделяет внимание тому, чтобы достучаться до любого, кто уже встал на скользкую дорожку, но ещё не понимает последствий этого.

Он уговаривает Николая Губанова, создавшего для себя альтернативную реальность, в которой сам не осознаёт, что выполняет задания преступников, рассказать об этом. Правда, пока уговаривает, упускает время.

Основательно берётся за перевоспитание подростка, начавшего продавать дорогие собрания сочинения из домашней библиотеки, обманывая мать. Попутно он не упускает случая, чтобы вникнуть в проблему любого, кто его об этом попросит, как, например, мать того самого подростка.

И, наконец, занимается Наташей, женой глухого Анатолия Крупанина, преступника. Она избрала себе своеобразную тактику — ни о чём не хочу знать.

Принимала от мужа баснословно дорогие подарки (например, колечко стоимостью в две «Волги»), жила в комфорте, но при этом никогда не спрашивала, откуда деньги, и сторонилась этого знания.

Сейчас это кажется невозможным, так вникать в личность каждого человека не с тем, чтобы поймать преступника, а чтобы спасти того, кто ступил на скользкую дорожку. Фантастика!

За счёт таких разговоров по душам кому-то фильм показался тягомотным, но мне он интересен в плане исследования ушедшей эпохи. Актёры хороши, приятно смотреть на их игру.

Глухого Крупанина играет Армен Джигарханян. В роли его жены Наташи — Ирина Мирошниченко, она великолепна в роли женщины, избравшей тактику «ничего не хочу знать о делах мужа», и переживающей трагедию в результате такого невмешательства.

Очень хорош Эммануил Виторган, сыгравший крупанинского «друга» Виктора Лыкина, имеющего виды на Наташу. В небольшой роли мамы подростка — Клара Лучко, а Губанова играет Николай Пастухов.

Очень бы хотелось, чтобы такие следователи были и в наше время. Им было сложно после того, как развалили СССР, ведь преступность вышла на небывалый уровень, где уж им пытаться достучаться до каждого человека и спасти гибнущего.

Хотелось бы, чтобы и каждый был человечнее и внимательнее к людям, а не только следователь. Утопия? Как вы считаете?

Любопытно, что Георгий Бурков, сыгравший следователя, имел зуб на советскую власть, про которую писал в дневниковых записях:

— У меня нет Родины, ибо у раба ее не может быть. Но если она у меня есть, то внутри меня, и так у многих. Но мы живем на чужой территории, нашу Родину оккупировали коммунисты. Это не татаро-монголы, это свои, и, пожалуй, в этом секрет их успеха.

— Большую часть жизни я прожил в рабстве, в полном бесправии. Я не был репрессирован, но ведь Брежнев принял (и довел до логического краха) страну-концлагерь.

— СССР — это огромная зона. С посылками, свиданиями, родственными вызовами и выездами.

— Непрекращающаяся гражданская война против своего народа, колониальный режим, незаметное военное положение, а проще — всесоюзная зона.

— Дело в том, что революционеры всячески сопротивлялись реформам и улучшению жизни крестьян и рабочих. Чем хуже, считали они, тем лучше. Рабочие — это первые (провозвестники) лимитчики и зеки, завербованные и восторженные энтузиасты. Все революции делались ради убогих. Из сострадания. А потом убогие начинали бойню, резню.

Самой кощунственной выглядит запись про то, что «рабы» пошли на Великую Отечественную войну, так как раб не может выбирать, а боролись в той войне «два фашизма».

Такая вот фига в кармане была у Заслуженного артиста РСФСР. Любопытно, что Бурков — не аристократических кровей. Мать — дочь крестьянина, а отец — рабочий, те самые «убогие». Умел бы актёр читать и писать, если бы не ненавидимая им советская власть? Смог бы написать свои записки?

Герой же в его исполнении получился убедительный. Впрочем, возможно, Бурков воплотил на экране свою мечту, не существовавший, как он считал, идеал? А так как он был выдающимся актёром, то славно поработал на так ненавидимую им советскую власть.

Оцените статью
Что сейчас выглядит фантастикой в известном советском детективе, и как актёр, ненавидящий советскую власть, сыграл полковника-коммуниста
«Гиа, что ты знаешь о деревне, зачем туда лезешь?»: почему Георгий Данелия передумал снимать комедию «Шла собака по роялю»