«Чучело» и феномен Шмаковой

В повести Владимира Железникова (1981), равно как в кинофильме Ролана Быкова «Чучело» (1983) одним из действующих лиц является Шмакова, чьё имя мы так и не узнали.

По сюжету она капризная королева класса, Мисс Мечта, что подразумевало «самая-самая красивая» и невыносимо крутая, хотя, играла её девочка с обычной внешностью, которую можно охарактеризовать, как «банальная симпатичность» или же – симпатичная банальность.

Круглое лицо, вздёрнутый нос, светлые волосы, стройная фигурка, в которой уже угадывается склонность к полноте.

Меж тем, в этом же коллективе есть реальная красотка – Мариша, дочь несчастной парикмахерши и таинственного московского папы, да и Железная Кнопка с её пронзительными глазами – эффектна.

Остальные девочки, кроме совсем уже странной «карлицы» — не хуже Шмаковой.

Книжные образы «Чучела» можно лишь достраивать, а вот кинематографические — дают готовую пищу для размышлений. Ролан Быков гораздо лучше автора книги обыграл всю относительность «красоты» и «уродства», словно бы намеренно сделав обычную и не запоминающуюся Шмакову – богиней, а интересную, остренькую Лену Бессольцеву – чучелом.

Просто кто-то когда-то внушил той Шмаковой, что она – красива, тогда как Железной Кнопке, Марише и особенно Бессольцевой никто не капал на мозги, что они – восхитительные сокровища.

Помните, в разговоре с Кнопкой циничная Шмакова произносит фразу: «Мы – нормальные, без комплексов»? Это слова, почерпнутые дома, от матери.

Вот тут я в своё время прочитала, что Шмакова всем кажется красивой из-за модных вещей и особой манеры поведения.

Всё так, но я бы назвала базовой причиной именно воспитание.

Если ребёнку, подростку постоянно говорить, что он – прекрасен, даже, если это неправда, он начнёт в это верить, а тех, кто будет сомневаться в очаровании такой Шмаковой, она просто пошлёт к чёрту и тут же забудет, ну, или отомстит.

У Шмаковых стоит в голове своеобразный «фильтр», не пропускающий критику.

Ещё важный момент — Шмакова рано повзрослела, перейдя от бантиков к дамской причёске, к девичьему силуэту с штанами-бананами и к теме… поцелуев.

Остальные всё ещё носят косы, заколочки, курточки из «Детского мира», как у Мироновой-Кнопки.

Шмаковы очень рано созревают и столь же рано отцветают, но всю жизнь потом считают себя лучшими, даже, если юношеская миловидность осталась в прошлом, а в зеркале ничего объективно-шикарного не наблюдается.

Вам, наверняка, встречались женщины и даже бабушки, истово верящие в свою неотразимость. Иной раз их заносит, и они могут надеть какие-нибудь леопардовые леггинсы, ботфорты, мини в возрасте 50+.

Это не дурной вкус – они себя не видят «реальными», ибо держат в сознании только позитивные мысли о себе. Всё бы хорошо, но Шмаковы ненавидят всё, что «не они».

На уровне чуйки (а она у них развита) они всё же сознают, что – заурядны и лишены самого главного – харизмы.

Отсюда агрессия героини в адрес Бессольцевой, неприязнь к Марише, вылившаяся в драку и – бесконечное соперничество с Мироновой-Кнопкой, хотя, они играют на разном поле.

У Шмаковой в активе только затверженная красивость и ранняя девичья весна, а у тех трёх – масса интересных качеств.

Их вёсны — ещё впереди. Финальную гонку Шмаковы всегда проигрывают – быстро выходят замуж, меняют мужей-кавалеров, резко и неблагородно старятся, но, повторюсь, упёрто носят «леопарда» и ботфорты.

Кадр из фильма «Чучело» (1983). Скриншот. Вот тут можно увидеть, что, как минимум, две девочки-блондинки ничуть не хуже Шмаковой, ну, и Мариша прелестна.

Оцените статью
«Чучело» и феномен Шмаковой
Как снимали сериал «Поющие в терновнике»: 12 интересных фактов