Чудо советской анимации: как мультфильм «Остров сокровищ» приковал школьников к экранам в конце 80-х

Технологический прорыв своего времени.

«Остров сокровищ» — во многом уникальный проект. Двухсерийный мультфильм был создан по заказу Гостелерадио СССР на студии «Киевнаучфильм» режиссером Давидом Черкасскимпо одноименному роману Роберта Льюиса Стивенсона и вышел на экраны в 1989 году. Его главной отличительной чертой стало чередование мультипликации с немыми сценками и музыкальными номерами с участием живых актеров. Причем сделано это было не от хорошей жизни: авторам были поставлены жесткие временные рамки, из-за чего пришлось экспериментировать с форматом. Но именно это и сделало «Остров сокровищ» особенным. Настолько особенным, что его любят и пересматривают до сих пор (и даже делают мемы).

Не боясь громких слов, можно утверждать, что у Черкасского получился бессмертный шедевр. Руководство Гостелерадио доверило постановщику чрезвычайно сложную задачу, но в конечном успехе не сомневалось — режиссер прежде блестяще зарекомендовал себя такими работами, как «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит».

Черкасский сразу решил, что в процессе работы будет, с одной стороны, следовать классическому сюжету, а с другой — «переворачивать все с ногу на голову», а именно — добавлять в мультфильм множество пародийных отсылок на современную кинокультуру, включая боевики и триллеры. Но так, чтобы было смешно, а не страшно.

Времени у создателей было в обрез — два года на два часа мультфильма. Нормой же в те времена считались восемь-девять месяцев на 10 минут. В случае срыва сроков от авторов уплыла бы обещанная премия. Так у Черкасского и родилась идея вставок с живыми актерами, которые будут петь песни, изображать немые сценки с интертитрами, и все это — в рамках оригинального пиратского сеттинга.

Сам Черкасский открыто признавал, что мультфильм получился хоть и добрым, но совсем не детским. По словам режиссера, это тоже был осознанный выбор, ведь дети падки на яркую картинку, но не улавливают тонкую иронию. И, как правило, не понимают большинства отсылок. Зато взрослые считывали их на лету. Так, характеристики пиратов давались в стиле советского хита «Семнадцать мгновений весны», в полуголом громиле, палящем из пушки от бедра, без труда угадывался Джон Рэмбо, мальчик Джим заваливал угрожавшего ему здоровяка двумя ударами кисти — будто Брюс Ли и Джеки Чан в одном лице, а саундтрек, написанный композитором Владимиром Быстряковым, вообще идеально вписался бы в любой классический американский вестерн. И все это — отнюдь не совпадения, а до мелочей продуманная стилизация.

О звуке в «Острове сокровищ» вообще стоит сказать отдельно. Многие песни оттуда («Лорды, сэры, пэры, знайте чувство меры», «Деньги-дребеденьги», «О жадном Билли», «Соблюдает дня режим Джим», «Шанс») стали вполне самодостаточным явлениям и периодически звучат в отрыве от мультфильма до сих пор. В озвучании принимали участие советские звезды первой величины, включая Армена Джигарханяна и Юрия Яковлева. Музыку же записала группа «Фестиваль», ранее участвовавшая в создании «Трех мушкетеров».

Результат у столь талантливой команды авторов просто не мог получиться плохим. Оценили даже на Западе — мультфильм продали в США (правда, показывали его там без песенных вставок), также видеокассета с «Островом сокровищ» хранится в доме-музее Стивенсона в Эдинбурге. Это, конечно, не такой же уровень признания, как у советского Шерлока Холмса в Англии, но все равно достойно.

На закате Советского Союза цензура довольно легко пропускала даже спорные проекты. Однако образ вечно улыбающегося доктора Ливси все же вызывал вопросы из-за его бесконечных запасов черного юмора и почти садической издевки. Прототипом персонажа стал драматург Леонид Слуцкий, озвучил его актер Евгений Паперный, метко назвавший своего героя «оптимистичным пофигистом». Именно доктор Ливси благодаря его неповторимой улыбке и заразительному смеху стал основным источником мемов по «Острову сокровищ».

— О, увеличенная печень, увеличенная селезеночка… Аритмия… Замечательно! Какая прелесть!

— Где Черный Пес?

— Успокойтесь! Здесь нет никаких собак.

По одному только этому короткому диалогу сразу становится очевидно, что данный персонаж был обречен на вечную славу.

Несмотря на то, что, по признанию Черкасского, «Остров сокровищ» не предполагался как детский мультфильм, многие поколения детей его искренне полюбили. Объяснить это просто тремя факторами. Первый — технологические новшества. Живые актеры в своих эпизодических вставках взаимодействовали с нарисованными персонажами, что смотрелось невероятно и почти не уступало по качеству исполнения американскому блокбастеру «Кто подставил кролика Роджера».

Второй фактор — увлекательный сюжет и мастерски подогнанный под него сценарий, чуть ли не половина фраз из которого стали крылатыми и ушли в народ. Пираты, корабли, клады, пьянящий простор открытого моря и леденящие кровь тайны необитаемых островов — когда, если не в подростковом возрасте, проникнуться этой романтикой.

И, наконец, третий фактор — выверенная режиссура. «Остров сокровищ» не растягивает хронометраж, дает экшена, диалогов и юмора ровно в тех пропорциях, которые нужны, чтобы не заскучать, а отсылки маскирует так ненавязчиво, что угадывать и вовсе не обязательно — они, как местная музыка, самоценны и в контексте, и вне его.

Словом, действительно — уникальный проект.

Оцените статью
Чудо советской анимации: как мультфильм «Остров сокровищ» приковал школьников к экранам в конце 80-х
А для многих Анатолий Кузнецов не «товарищ Сухов», а влюблённый Павел из драмы «Утренние поезда»