Цыган Будулай — один из самых запомнившихся телезрителям персонажей.
Наверняка подавляющее большинство при упоминании этого имени представят молдавского актёра Михая Волонтира, который и сыграл Будулая в телефильме 1979 года. Однако существует и более ранняя версия истории о цыгане Будулае и его непростой жизни,
и создал её ещё в 1967 году режиссёр-дебютант Евгений Матвеев. Он же сыграл и главную роль, хотя внешне на цыгана совсем не похож.
Писатель Анатолий Калинин начал роман о Будулае в 1960 году, и впервые читатели познакомились с ним в 1961. Спустя несколько лет книга попала к актёру Евгению Матвееву, тогда уже знаменитому, настоящему любимцу страны (и особенно женщин).
Евгений Матвеев загорелся идеей экранизации, но на центральных студиях ему отказали, мотивировав тем, что цыганская тема — это не совсем то что нужно зрителям.
Зато сценарий, который Евгений Матвеев написал в соавторстве со сценаристом Евгением Митько, пришёлся ко двору на киевской киностудии имени Александра Довженко. Там работа и началась.
Главную роль Евгений Матвеев решил играть сам, как, впрочем, часто делал в дальнейшем. Правда, преобразование в цыгана занимало довольно много времени: актёру надевали пышный жгуче-чёрный парик и клеили курчавую бороду, чтобы он добавить внешности перчинки. Занятно, что после выхода ленты, многие цыгане на полном серьёзе принимали Евгения Матвеева за чистокровного сородича — настолько полноценно он вжился в роль и был правдив в образе Будулая (отдельно посоветую посмотреть сцену с цыганским танцем во время празднования Нового года.Евгений Матвеев настолько там экспрессивен, что кажется, превзошёл себя). На роль Клавдии Пухляковой утвердили Людмилу Хитяеву, тоже прекрасно знакомую аудитории актрису, уже сыгравшею одну из знаковых своих ролей — многодетную мать Евдокию в одноимённой мелодраме. Любопытно, кстати, что
писатель Анатолий Калинин фамилию героине дал не просто так: он жил на хуторе Пухляковском в Ростовской области, отсюда и фамилия Клавдии. У книжной, а после и кинематографической Клавдии был и реальный прототип — односельчанка Калинина Клавдия Чекунова.
Тут надо отметить, что Евгений Матвеев перенёс на экран первую часть романа, ту, что имеет открытый финал. Анатолий Калинин много лет дописывал произведение, и вторая часть, имеющая счастливый финал, появилась много позже. «Цыган» 1967 года начинается с военным кадров, когда на колхозников надвигаются немецкие танки. Клавдия Пухлякова, находящаяся на большом сроке беременности, увидев, как танки давят цыганскую кибитку, от стресса рожает девочку. Вместе с новорождённой и односельчанкой Лущилихой Клавдия прячется в поле до темноты, чтобы ночью вернуться домой.
По пути они находят новорождённого мальчика: оказывается, в кибитке ехала молодая цыганка, которая и родила малыша, но сама погибла. Клавдия подбирает мальчика, а всем в селе говорит, что родила двойню: Нюру и Ваню.
Спустя годы рядом с селом оказывается цыганский табор, и один цыган, которого зовут Будулай, решает остаться в селе. Он кузнец-профессионал, такие работники всегда нужны. Сын Клавдии Иван, уже 16-летний, привязывается к Будулаю, учится у него профессии и, будучи воспитанным одной матерью, в каком-то смысле видит в нём отца. Но Клавдии это совсем не нравится, ведь у неё есть тайна — рождение Вани-цыганского мальчика. Что-то начинает подозревать и Будулай: в той самой кибитке, которую уничтожили немцы, ехала его молодая жена на сносях. Сопоставляя даты тех событий и рождения Вани, Будулай всерьёз задумывается.
Роли Нюры и Вани сыграли молодые актёры Татьяна Грабовская и Сергей Ермилов.
Но особо упомяну маленького артиста, сыгравшего Ваню в детстве. Этот чернявый мальчишка — будущая знаменитость. Увы, у него была только одна большая роль, но она запомнилась всем. Речь идёт о Денисе Кмите, которого прославила комедия Леонида Гайдая «Спортлото-82» (1982). В 1967 году Денису всего 8 лет, и именно в этом возрасте состоялся его кинодебют — в роли маленького Вани в фильме Евгения Матвеева «Цыган».
К сожалению, после травмы, полученной почти сразу после съёмок, Денис больше не смог работать в кино, но нашёл себя в живописи и поэзии.
В роли сплетницы Лущилихи — Елена Максимова, в других ролях Владимир Емельянов, Иван Переверзев. Маленькие роли сыграли Маргарита Криницына, Зоя Василькова, Лев Перфилов. И конечно же, обратите внимание на жену Будулая — погибшую в кибитке цыганку, реальную мать Вани. Это Людмила Марченко, ещё одна знаменитость этой картины. Её роль тут невелика, но героиня Марченко — женщина по-настоящему чувственная, горячая, страстная — истинная цыганка.
Снимали «Цыгана» рядом с тем самым хутором Пухляковским, где жил писатель Анатолий Калинин. Съёмочная группа расположилась в местном доме отдыха, который образцово содержался во многом благодаря Анатолию Калинину, бывшему не только писателем, но и общественным активистом, депутатом Верховного Совета. Дом отдыха «Пухляковский» вообще был одним из любимейших мест отдыха известных людей, в нём часто проводили время актёры и писатели.
Во всесоюзный прокат «Цыган» вышел в сентябре 1967 года и мгновенно стал кинохитом. При этом критики были весьма сдержаны в оценках. Так, в журнале «Искусство кино» дебютный фильм Евгения Матвеева получил такую характеристику:
«Всё слишком овеществленно и грубо, чтобы быть исследованием чувств, излишне слезливо, чтобы стать драмой».
Но зрители имели иное мнение, и «Цыган» вошёл в список лучших фильмов 1967 года. Позднее телефильм «Цыган», где в главных ролях появились Михай Волонтир и Клара Лучко (Клавдия), заслонил работу Евгения Матвеева, особенно после того, как появилось продолжение, успокоившее всех хеппи-эндом. Однако многие зрители и сегодня отдают предпочтение картине 1967 года как более правдивой, динамичной и дающей возможность для фантазии.
А вам какая версия по душе?