Однако ж, «батенька», обратимся к знаменитой «эпопее» тов. Рязанова, когда этот чудесный режиссёр и затеял свою лучшую комедию «Берегись автомобиля». Как вы помните Деточкина должен был играть … Юрий Никулин, но его с цирком постоянно увозили то в Японию, то ещё «бог весть куда». Тогда режиссёр обратил свои взоры на гениального Смоктуновского, только недавно потрясшего советский кинематограф своим блистательным Гамлетом у Козинцева.
Вот Эльдар Рязанов и направился в город Ленинград, где в Смольном и застал Иннокентия Михайловича в гриме Ленина, снимающегося в картине некого тов. Ольшвангера под названием «На одной планете». Однако, обладающее завидным воображением начальство, воочию представив, что после знаменательной роли Вождя, Смоктуновский должен играть какого-то странного «угонщика личного автотранспорта», естественно воспротивилось…, но … , к счастью всё получилось….
Более «меркантильная» история приключилась с прекрасным Михаилом Козаковым, ещё с начала 70-х мечтающего снять фильм «Покровские ворота». И после выхода на экраны в 1978 году его изумительной «Безымянной звезды», Михаил Михайлович вновь «бросился на чиновничьи амбразуры». И тут, мудрые начальники безапелляционно объявили – «Вот сыграйте, товарищ Козаков, нашего ответственного товарища же, Дзержинского, аж.. в трёх подряд картинах, то мы легко разрешим Вам снимать свои… «ворота». И что… мог ответить на это предложение славный мечтатель… Михаил Козаков?
Да, на время перевоплотившись в конформиста, актёр на всё согласился. И вот на экраны с 1980-го по 1981 год выходят три фильма – 6-серийный «Синдикат-2», затем «Государственная граница. Фильм № 2 «Мирное лето 21-го года»» и 4-сеийный — «20 декабря». И везде Михаил Михайлович предстаёт в качестве справедливого Феликса Эдмундовича, возможно, что даже в одной и той же наклеенной бородке. И надо отдать должное телечиновникам – «Покровские ворота» в 1982 году увидела вся страна.
Но самая странная в его жизни роль выпала на долю симпатичного и крайне популярного в середине 70-х, Олега Янковского. Актёр только что поработал с Тарковским в «Зеркале» и готовился к роли рецидивиста по кличке «Князь» в телефильме «Сержант милиции», как его приглашают в производственную драму с ответственным названием, «Премия». Да не просто сыграть какого-то там штукатура, а секретаря парткома Льва Алексеевича Соломахина, самого разумного мужчину в этом коллективе заседателей.
Рассказывают, что самым сложным для 30-летнего Олега оказалась сцена, где он должен был с «чувством и расстановкой» прочитать постановление партии и правительства. Не в силах окончательно превратиться в «идейного парторга», Янковский просто пробубнил положенный текст, к тому же стыдливо прикрыв глаза ладонью. Что интересно, Евгений Леонов и прочие известные артисты были в это время заняты в других проектах. Поэтому целиком весь актёрский состав для нескольких общих кадров присутствовал на съёмочной площадке всего два часа. В итоге благодаря удачной организации работ режиссёр картины Сергей Микаэлян сумел уложиться всего в 59 дней.
Не менее нежданные роли бывали и у других знаменитых артистов. К примеру, зрители были немало удивлены, увидев на экране, сурового азербайджанского следователя по имени Сейфи Ганиев в драме 1979 года «Допрос», которого отважно сыграл, специально похудевший, 37-летний Александр Калягин.
А как вам знаменитый Георгий Бурков в роли следователя в фильме «Сумка инкассатора» 1977 года. На мой взгляд, здесь он занятно напоминает своего звёздного Фёдора Фёдоровича Федяева из прекрасной комедии » Старики-разбойники». Помните его тогдашнее постоянное утверждение – «Бандитская пуля…». Но, … «вот поди ж ты», спустя 6 лет пригласили 34-летнего Георгия Ивановича, мечтающего о серьёзных ролях», сыграть уже по-настоящему ответственный персонаж. Ну, … не знаю…, как-то этот великий артист здесь… .
Хотя…