Однако прочитав рассказ Льва Славина с устрашающим названием «Кафе `Канава’», по мотивам которого был снят фильм, я изменила своё мнение об этой киноистории. Авторы сценария – Александр Бородянский и Карен Шахназаров сделали из депрессивного текста нечто волшебное, тёплое и милое, а режиссёру Ивану Киасашвили оставалось только руководить процессом!
Дамы приглашают кавалеров VS Кафе «Канава».
Лев Славин с первой же страницы погружает нас в мрачную безнадёгу*: «Кафе «Канава» не кафе. Но – канава. Она заросла репьем, лопухом, полынью, одуванчиками и той травой, которую в Поварихине зовут пыреем.
После сегодняшнего дождя на дне канавы собралась вода. Она долго не уйдет, земля в Поварихине тугая. Но своим ребятам это нипочем. Ноги вниз, поллитровки в траву, хлеб и сырок «Дружба» на колени. Интурист категория люкс!»
Итак, Нюра, одинокая женщина-продавец 30 лет живёт в ужасном городке Поварихино, где всё настолько печально, что единственное её развлечение – это слушать разговоры в электричке. Каков же окружающий её мир?
«Площадь у станции Поварихино вся в затвердевших отпечатках ног, – огромный барельеф из грязи». Сама она столь же непрезентабельна. Вот, как описывает Нюру её коллега: «Да нет, кто такую возьмёт – мордяга мучнистая, фигура – кваша».
Правда, к ней всё время подкатывает монтёр Башкиров – пьющий и утомляющий. Эта самая Нюра, подслушав в электричке беседу о прелестях юга, взяла отпуск и рванула туда, где море, пальмы и – мужчины, знающие толк в ухаживаниях.
По результатам неопытная дама нарвалась на грубость (угостили плохоньким ужином, затащили в нумера, предложили амуры по-быстрому), после чего она вырвалась, дико злясь, а потом – уехала с югов раньше срока.
И – снова родное Поварихино с его неизбывностью и убожеством: «У себя в палисаднике Нюра остановилась. Ей не хотелось в дом, пустой, как нежилой… Вот тут пришли слезы. Она плакала голосом. Она не унимала слёз.
Она думала, что ее никто не видит. Она не замечала, что с верхушки телеграфного столба на нее смотрит Башкиров». Вот и всё. Башкиров – это и есть предназначенное.
А что в фильме? Нюра тонка и прекрасна, а ещё образованна, ибо не продавщица, но товаровед. Она – легка на подъём и со всеми – приветлива. Да, не ладится в личной жизни, а достойный жених выбрал её подругу, но жизнь — удивительна.
Нюра едет на юг, где её ждут приключения – то «альфонс» Валентин (Николай Караченцов), питающийся за счёт одиноких и более-менее респектабельных женщин и – смывающийся из ресторана;…
…то поездки на арендованном автобусе с каким-то шумным грузином, что приезжает к морю на день, спускает деньги, а вечером возвращается домой; то – дружба со смешной телефонисткой Мариной (Татьяна Божок), бесплатно приютившей Нюру, то – путешествия в горы, то… знакомство с инженером Сашей Свинцовым (Леонид Куравлёв).
Он сходу влюбляется в Нюру и даже предлагает ей вступить с ним в брак. И – побег от Саши. Но не из нумеров, как в первоисточнике, а с борта теплохода.
А ещё много фоновой музыки, танцев, праздников и солнца. Возвращение в Поварихино, где Нюра видит у своего подъезда …поджидающего её Свинцова. Городок в киноверсии наполнен уютной благостью.
От страшного и печального рассказа тут остался топоним Поварихино, имя главной героини, поездка на юг и – побег оттуда. Всё остальное – не просто «гарнир», но – совершенно другой смысл. Иная, радостная и жизнеутверждающая наполненность. И — будущее!