«Д’Артаньян и три мушкетера»: а есть ли положительные герои в сюжете вообще

Двойными стандартами привыкли оценивать мы героев Александра Дюма. И сам же писатель нас к этому активно подталкивал.

Ну, сами посудите: кардинал Ришелье ратовал за то, чтоб не было нелепых дуэлей, – но мы почему-то поддерживаем не его, а тех, кто на этих дуэлях нелепо, по сиюминутному капризу («Два слова – и перчатка!») сводил счеты с жизнью.

Так ли хороши были д’Артаньян и мушкетеры, если судить объективно?

Одно дело – когда мушкетеры защищали крепость, отстреливаясь от неприятеля.

Другое дело – когда любой из них мог проткнуть шпагой лишь за то, что на него, видите ли, косо посмотрели. Причем ему вообще могло лишь показаться, что так посмотрели. Но – нет: «Эфес почаще грейте о ладонь».

Так что же получается, эти герои, которых мы с подачи легкого пера Дюма привыкли воспринимать милыми ребятами, – на самом деле были обычные озорники-хулиганы, а порой и гoлoвopeзы?

Давайте рассуждать отдельно по каждой из 7 основных линий.

1. Д’Артаньян

Любимый всеми бравый гасконец был не так-то прост.

Прежде всего он был… жаден. Причем все воспринимали это как должное. В первую очередь сам д’Артаньян.

Например, как-то в порыве чуйств-с он признался, что за 30 (!) лет крепкой дружбы (!!) он ни разу (!!!) не платил за общие встречи с друзьями в трактирах.

С трактирщиками расплачивался чаще всего Атос, время от времени – Портос, изредка – Арамис. Сам гасконец сделал это лишь однажды, причем по очень важному поводу (после операции, связанной с генералом Монком), и то пригласив всего одного Атоса…

См. гл. XXXVII книги «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».

Да и с галантерейщиком он за съем жилья не спешил расплачиваться. Чуть только тот напоминал ему об арендной плате – гасконец начинал рычать. Да еще и пугал бедолагу: не напоминайте мне об этом никогда, а то я потеряю равновесие – и стану cтpaшным!

Мы уж молчим, что д’Артаньян как само собой разумеющееся принимал факт своих встреч с благоверной хозяина квартиры.

Пусть супруга своего она и не любила. Но со стороны бравого мушкетера с ходу, не разобравшись, решить, что, мол, «галантерейщик – не в счет!», а потом не платить за постой – это, простите, пOшлo…

И вообще вокруг гасконца были сплошные несчастные женщины:

  • Констанция ушла по ту сторону бытия очень во многом в результате дел, с которыми был связан д’Артаньян;
  • Кэт он банально водил за нос;
  • даже миледи он обманул, чтоб добиться своей цели. В картине Георгия Юнгвальда-Хилькевича такого не показали. Ведь это был советский фильм. Но в книге четко сказано, что гасконец провел с ней ночь (а как, вы думаете, он у нее клеймо-то обнаружил?..);
  • владелицу постоялого двора в книге «Двадцать лет спустя» он использовал сугубо для того, чтоб опять-таки не платить за съем жилья.

Кроме того, принцип «ради смеха льете кpoвь» вовсю поддерживался гасконцем, который орудовал шпагой направо и налево, порой еле умещая разные дуэли в распорядок дня.

Кстати, скажем об успехах д’Артаньяна начистоту:

  • карьеру он начал с блата. Сугубо по просьбе своего отца попал к де Тревилю, который особо и не разбирался в способностях юнца.

Причем этому юнцу хотели сделать милость – устроить в элитную академию, чтоб сначала подучился. А он начал, как бы сказали наши современники, «качать права» в ответ: мол, «каждый гасконец с детства – академик»;

  • закончил же он и карьеру, и жизнь неудачей. Только успел подержаться за маршальский жезл – и тут же его настигла пуля.

В целом выходит, что в книгах Дюма и их экранизациях показаны не только достоинства, но и недостатки д’Артаньяна, от которых человек обычно минимум – краснеет, максимум – стремится избавиться.

Или даже не СТолько достоинства, СКолько недостатки.

2. Мушкетеры

Да, это были бравые ребята. Да, веселые. Да, готовые прийти на выручку. Но они так же, как их друг, жили в формате «Дepycь семь раз я на неделе». А Портос даже и в причины особо не вдумывался: «Дepycь… просто потому, что дepycь».

Кроме того, Портос был чревоугодником; Атос любил заложить за воротник и часто впадал в депрессии; Арамис постоянно лицемерил, даже в отношениях с религией и с друзьями.

3. Король Людовик XIII

Как верно заметил кардинал во время игры в шахматы, король был самой слабой фигурой. Часто он действительно не имел собственной твердой позиции и поступал так, как было выгодно кардиналу.

Кроме того, Людовик был подвержен эмоциональным всплескам, что не подобало правителю столь обширной державы.

Мы уж молчим о том, что, ревнуя королеву, сам король имел рыльце в пушку. Сделав благоверной выговор («…во всяком случае, на мои подарки можете не рассчитывать»), он подхватывал под руку свою фaвopитку и ускользал с нею на глазах у всего двора.

4. Королева Анна

Да, бедная девушка попала под венец сугубо из политических расчетов родни.

Но ее душа требовала настоящей любви. И вот встретился он… красивый, эффектный, велеречивый, обволакивающий… И Анна, как бы сказали сегодня, поплыла… закрутила…

Между прочим, в рамках этого романа она вовсю вела свою политическую линию. Помните, ревнивый король, добравшись до ее писем, смеялся: мол, вы крутите «политические интриги. Пишете вашему брату, чтоб Испания напала на Францию, дабы покончить с кардиналом».

Так вот, смех смехом, но ведь интриги как таковые были.

И вообще молодая королева не всегда вела себя разумно. Взять хотя бы просчет с подвесками. Зачем было их вообще отдавать герцогу? Непостижимо…

5. Констанция

Ну, а во всем помогала королеве ее поверенная – Констанция. Состоявшая всего лишь в должности костелянши, она ведала деликатными делами королевы.

И, между прочим, девушка не бpeзгoвaла использовать для этого своего друга. Кстати, она даже не расплатилась с ним ни сразу, ни потом более-менее обстоятельно (ну, вы меня поняли…). В оплату за подвиг герой получил несколько мимолетных улыбок да встреч урывками.

Заодно она использовала его друзей.

Причем, заметьте, никому из них д’Артаньян даже не сказал, зачем надо было столь спешно ехать в Лондон, рискуя каждую минуту жизнями.

И – ничего… мушкетеры поняли. Хорошо иметь таких понятливых друзей… удобно ими пользоваться под грифом «один за всех и все за одного»…

Только ли доброе сердце подвигло девушку помогать королеве? А может быть, был у нее также прагматичный расчет?

Не зря ведь ее характеризовали:

  • ее друг – восхищенно: «За корсажем этой необыкновенной женщины спрятаны все тайны Лувра»;

Сам он тоже был расчетливый малый – говорил напрямую, что его интересует карьера военного. Заметьте: не Родина, не победа справедливости или еще какие общие ценности, но личное продвижение…

  • кардинал – возмущенно: «Уж эта интриганка Бонасье».

6. Кардинал Ришелье

Его в контексте книг Дюма традиционно воспринимают главным анти-героем.

Да, он мешал делам персонажей, которых так любил автор.

Но по сути это был серьезный государственник. Пока мушкетеры помогали Анне в интриге с подвесками (и тем самым, получается, в ее пoлитичecких мaxинaциях), монсеньор заботился собственно о своей стране.

Королева в пылу преследования узких интересов в том числе вредила Франции. А использовала она для этого высокопоставленное лицо Британии, бывшей, между прочим, в то время основным соперником-неприятелем Франции.

Вот против чего в действительности было направлено противодействие кардинала Анне. Вот для чего он стремился «закрыть выходы из всех портов Франции… и входы».

И это было «гениально»! :)

7. Гвардейцы кардинала

Выпестованные же Ришелье гвардейцы были кем-то вроде нынешней Росгвардии.

Они защищали свою страну, в том числе пресекали дуэли мушкетеров… т. е. мешали хулиганам нарушать законы и лишать друг друга жизней и здоровья почем зря.

Итак, если отбросить штампы и двойные стандарты, объективно выходит, что самыми положительными героями Дюма были… кардинал с гвардейцами.

В целом же сказанное в посте надо воспринимать с юмором, условно и с учетом «колокольни» наших дней. Мы потому и «разбираем по косточкам» персонажей, что с детства очень любим книги Дюма и фильмы по ним.

А кого из героев Дюма считаете положительным вы, уважаемые читатели? Интересно сравнить мнения.

Оцените статью
«Д’Артаньян и три мушкетера»: а есть ли положительные герои в сюжете вообще
Как На­де­ж­да Ру­мян­це­ва «отом­стила за всех об­ма­ну­тых дев­чат»