«Такой сюжет даже 20-25 лет назад воспринимался бы не только как неделикатность по отношению к сорокалетним зрительницам, но и как небылица в лицах на фоне знакомых почти каждой семье по собственному горькому опыту послевоенных диспропорций между количеством мужчин женщин и связанных с этим диспропорций»,
— так написала про фильм «Давай поженимся» (1982) кинокритик Лариса Кузнецова.
И в самом деле, в этой лирической картине речь шла о двух людях под сорок, которые, будучи почти незнакомыми, спонтанно решили вступить в брак, а потом и завести ребёнка.
Разыграли эту очень небанальную киноисторию Маргарита Терехова и Юрий Назаров.
Поставил мелодраму «Давай поженимся» режиссёр Александр Ефремов, работавший на киностудии «Беларусьфильм». Кстати,
в кадре очень много тогдашнего Минска, и эти чудные пейзажи многие зрители считают дополнительным плюсом ленты (я тоже).
Довольно удивительно, что для Ефремова это был уже третий фильм, а ведь режиссёру едва стукнуло 30! По тем временам это даже не молодой, а буквально юный, совсем зелёный режиссёр!
Сценарий же, напротив, создал драматург опытный и зрелый, который был в полтора раза старше режиссёра, — Александр Горохов.
Тема любовных отношений возрастных героинь долго была если не под запретом, то, как минимум, невостребованной.
Но уже в семидесятые в кино стали всё громче говорить о женском одиночестве, режиссёры стали выпускать картины о женщинах, ищущих личное счастье, а апофеозом стала оскароносная «Москва слезам не верит» с громким оптимистичным тезисом про то, что в сорок лет жизнь только начинается.
В подобной ситуации оказалась и Елена, героиня «Давай поженимся», которая, похоже, уже отчаялась и смирилась с одиночеством.
Роль Елены досталась Маргарите Тереховой, актрисе звёздной, характерной и эффектной. Терехова вполне могла позаимствовать черты у прежних запомнившихся зрителям героинь:
Елена по сюжету была резковатой, но всё же женственной, яркой, но не очень уверенной в себе, сдержанной в проявлении чувств, но в чём-то отчаянной. И, конечно же, красавицей, на которую нельзя не обратить внимания.
Её экранным супругом стал Юрий Назаров, артист не менее известный и любимый.
И это был удивительно прозорливый режиссёрский выбор: если Маргарита Терехова органично смотрелась в образе придирчивой красотки, которой следует угождать, то Юрий Назарова представить в образе героя-любовника было сложно. Но это и не требовалось:
в его герое главным была не выдающаяся внешность, а дружелюбие, покладистость, терпеливость и небывалое упорство, не показное, а внутреннее, сдержанное.
И именно эти качества помогли паре людей, казалось бы совсем разных, даже полярных, сложиться и сплотиться.
Второстепенные персонажи время от времени тоже появляются в фильме, но они скорей выступают в качестве одномоментных акцентов, сиюминутных декораций к основному зрелищу — одиночеству вдвоём (по крайней мере, на начальном этапе).
В финале герои Маргариты Тереховой и Юрия Назарова доказали, что слово «одиночество» тут лишнее, но в это поверили не все.
Мелодраму, вышедшую в преддверии нового, 1983 года, критики приняли с прохладцей как фильм несовершенный, недодуманный, неразгаданный самим же создателями.
Да и зрители по большей части в восторг не пришли и сочли историю неправдоподобной и немного приторной.
Но любопытно, что сейчас, спустя сорок лет после премьеры, «Давай поженимся» не перестал быть актуальным, темы, в нём затронутые, по-прежнему волнуют, да и условных Елену и Николая запросто можно встретить сегодня.