перспективному студенту разрешили делать кино не в мастерской ВГИКа, в на киностудии «Мосфильм».
Сценарий Тарковский написал в соавторстве с другим будущим режиссёром, тоже учившимся тогда во ВГИКе, Андреем Кончаловским. Назывался он кратко — «Каток и скрипка» (1961).
Главными героями сюжета стали рабочий Сергей, водитель асфалтового катка, и скрипач Саша, интеллигент, живущий в большой квартире в хорошем доме. Эти двое случайно познакомились во дворе и нашли общий язык. Правда, есть одно любопытно обстоятельство:
между Сергеем и Сашей десятки лет разницы в возрасте, ведь Саше всего семь, а Сергей — взрослый мужчина. Тем не менее, каждый из них за несколько часов общения преподал другому урок.
Сергей показал мальчику, над которым потешается дворовая шпана, что можно и нужно показывать характер. Саша же попытался научить нового приятеля видеть красоту в музыке. А ещё оба поняли, что
труд каждого из них, несмотря не внешнюю простоту, тяжёл и требует терпения, внимательности, воли.
Главную мужскую роль в дипломной картине Тарковского сыграл Владимир Заманский. Тогда актёр служил в московском театре «Современник» и в кино делал лишь первые шаги: «Каток и скрипка» стал его вторым фильмом.
Вообще
дебютант Тарковский, работая над дипломной лентой, собрал компанию единомышленников, по-настоящему «свою команду», с которой будет сотрудничать годами: оператора Вадима Юсова, тоже начинающего, и композитора Вячеслава Овчинникова,
с которым познакомился благодаря Андрею Кончаловскому. Владимир Заманский тоже ещё раз встретится с Андреем Тарковским, когда актёра попросят озвучить Донатаса Баниониса в фантастической драме «Солярис» (1972).
Роль юного скрипача получил Игорь Фомченко. Мальчик прежде в кино не снимался и после кинокарьеру не продолжил.
К сожалению, информации о том, как он попал на съёмки и чем занялся, став взрослым, нет. А вот кем стал исполнитель эпизодической роли другого маленького скрипача, ученика музыкальной школы, который расстроился из-за полученной «четвёрки», известно, хоть и сложно узнать в щекастом дошкольнике будущую знаменитость.
Эту роль сыграл восьмилетний Саша Ильин, представитель актёрской династии, сын актёра Адольфа Ильина (а также брат популярного актёра Владимира Ильина и отец Александра Ильина, довольно известного отечественного актёра).
В роли девушки, работающей вместе с Сергеем и явно ему симпатизирующей, появилась Наталья Архангельская, маму Саши сыграла Антонина Максимова.
Ну и, конечно, одно из главных действующих лиц в фильме — Москва шестидесятых, для зрителей того времени современная, а для зрителей сегодняшних — ностальгическая, но в любом случае по-летнему тёплая и задушевная (и во многом за такой взгляд на город нужно сказать спасибо режиссёру и оператору).
Когда дипломант Тарковский представил ленту,
критики сразу отметили особый почерк автора: сентиментальный и философский.
В кадре не так часто звучат слова, куда больше внимания режиссёр и оператор уделяют деталям, которые, возможно, и малозаметны, но создают настроение. И отметьте игру зеркала и бликов от стёкол, витража, реки, капель дождя — потом Тарковский часто будет использовать этот приём.
«Каток и скрипка» сегодня занимает особое место в фильмографии Андрея Тарковского и в советском кино. Не пожалейте 40 минут, чтобы познакомиться или пересмотреть фильм и узнать, с чего начал режиссёр, споры о котором идут до сих пор.