Картину снял 38-летний штатный кинорежиссёр киностудии «Ленфильм» Виктор Соколов по сценарию 28-летнего Эдварда Радзинского.
Первоначально сценарий был утверждён к фильму для детей и юношества, но в итоге уже готовую картину причислили к жанру мелодрамы, а после премьеры весной 1968 года она надолго исчезла с экранов.
Поэтому посмотреть её успели немногие.
Лично для меня так и осталось загадкой, что именно в фильме не понравилось цензорам? Вполне советская история про двух школьников, а также прекрасные сюжеты о Ленинграде тех лет и о его жителях.
Поговаривают, что фильм отправил в архив тогдашний директор «Ленфильма» Илья Николаевич Киселёв, который из-за своей занятости не участвовал в заседаниях худсовета во время производства картины, а впервые посмотрел фильм уже после того, как он был запущен в кинопрокат.
Ещё рассказывают, что основная претензия была в том, что в картине отсутствовала идейная составляющая, если не сказать наоборот, так как, с его точки зрения, фильм призывал школьников к нарушениям дисциплины, прогулам и т.д.
Это странно, так как таких «идейных составляющих» не было в каждом втором фильме шестидесятников. В том числе и в выпущенных на Ленинградской киностудии.
Поэтому повторю, что для меня так и осталось загадкой причина запрета очень живого и вполне советского фильма. Наверное, просмотр фильма попал под плохое настроение начальника, и тот принял такое быстрое решение.
А возможно, были и другие причины. Но как бы там ни было, до конца 80-х фильм пролежал на полке.
Фильм очень атмосферный, правдивый и добрый. Я впервые посмотрел его уже зрелым человеком и помню, что сразу появилось ощущение того, что я реально вернулся в годы своего детства и юности.
Думаю, что его будет интересно посмотреть и нынешним школьникам, чтобы они могли почувствовать, как интересно и увлекательно жили в детстве без всяких компьютеров и гаджетов их дедушки и бабушки.
Конечно, и хулиганили, и прогуливали школу, и подтирали оценки в дневниках и т.д. Но зато видели перед собой нормальную жизнь, а не виртуальную, в которой сегодня живут многие подростки.
А еще фильм для меня ценен тем, что он является настоящим свидетельством свой эпохи, о которой будущие поколения смогут узнать только по таким кинолентам — простым, жизненным и без навязчивой пропаганды.