«Деревенский детектив»: с кого Виль Липатов списал образ легендарного участкового Федора Анискина?

Весной 1969-го года состоялась премьера детективно-комедийного фильма Ивана Лукинского «Деревенский детектив». Сюжетная линия картины была основана на одноименной повести сценариста и писателя Виля Липатова.

В фильме и книге фигурирует единственный центральный персонаж — сельский участковый, лейтенант милиции Федор Иванович Анискин.

После выхода повести читатели разделились на два лагеря: одни видели в герое человека, который предстает в качестве своеобразной «совести деревни». Для других он обыкновенный диктатор, который полностью контролирует действия местных жителей, держа последних в «ежовых рукавицах».

И действительно, в его действиях прослеживается не столько охрана закона и порядка, сколько сохранение классического патриархального уклада. По книге Федор Иванович постоянно делает замечание всем, кто не вписывается в эти рамки.

Вдобавок такие процедуры, как осмотр места преступления или допрос, Липатов описал несколько в комедийном ключе. Однако, при всей ироничности история не противоречила главному — идеологической установке, направленной на показ милиционеров исключительно в положительном ключе.

Режиссер Иван Лукинский сохранил концепцию повести, сделав экранизацию в аналогичном ключе, с долей иронии и юмора. Но вполне вероятно, тому способствовал автор оригинального произведения, выступивший в качестве сценариста фильма.

Сама идея экранизации принадлежала министру внутренних дел СССР Николаю Щелокову, которому образ Анискина пришелся по душе. В итоге министерство договорилось с киностудией имени Горького, а Вилю Липатову поручили написать сценарий.

На главную роль пригласили 69-летнего Михаила Жарова, который сразу согласился принять участие, ведь к тому моменту не имел крупных работ в кино и театре. Чтобы максимально соответствовать своему герою, артист даже устроился на «стажировку» в милицию.

В конечном итоге ему удалось воплотить на экране мудрого, спокойного и хитрого стража порядка, который снискал зрительскую любовь и в одно мгновение превратил Липатова в знаменитость.

Образ Федора Анискина возник не на пустом месте. Дело в том, что писатель знал многое о жизни в деревне. После развода родителей он оказался на Дальнем Востоке, где проживал в деревнях Новокороткино, а затем и Тогур. Липатов был в отличных отношениях с местными стражами порядка: Александром Анискиным и Александром Шинкевичем.

У первого он позаимствовал фамилию и некоторые отличительные черты, связанные с внешностью и характером. У другого он учился милицейскому ремеслу: участвовал на допросах и погружался в дела, стараясь самостоятельно раскрыть преступления.

В те годы наблюдался всплеск подростковой преступности. Многие связывают это с показом приключенческой ленты про Фантомаса, якобы ребята были настолько воодушевлены увиденным, что стали вторить своему герою и нападать на граждан.

В МВД решили, что будет не лишним продемонстрировать на экране, как бравый и все еще популярный Анискин сражается с «фантомасами».

Продолжения «Деревенского детектива» могло не случиться. Создатели сомневались, что 74-летний актер согласиться на съемку. Однако Михаил Иванович с радостью согласился, и в 1973-ем публика увидела вторую часть под названием «Анискин и Фантомас». А спустя около пяти лет решились поставить и третью часть.

Жарову было под 80, он тяжело переносил съемочный процесс, но мечтал вновь вернуться к одной из любимых ролей. На площадке присутствовала дочь Анна, получившая роль, и жена, помогающая справиться с бытовыми вещами. Фильм «И снова Анискин» оказался последней крупной работой в карьере знаменитого артиста.

Оцените статью
«Деревенский детектив»: с кого Виль Липатов списал образ легендарного участкового Федора Анискина?
Почему Гайдай и Рязанов стали снимать другое кино