Приключенческий фильм, в котором центральным героем стал молодой лейтенант милиции, лихо заскочил в список лучших фильмов 1986 года.
Увлекательная история с уникальной водной погоней, в которой сыграли наследник звёздного отца и главная бесприданница советского кино, и в самом деле получилась захватывающей,
объединив психологичность и динамичность. Речь о детективе «Чужие здесь не ходят» (1986), картине, в котором снялись всего шесть актёров.
В основе сценария, написанного настоящими мастерами кино, в том числе кино приключенческого, Владимиром Валуцким и Павлом Финном, — повесть «Соучастник» писателя Анатолия Ромова. До того, как заняться писательством, Ромов успел перепробовать несколько любопытных профессий: был геологом, моряком дальнего плавания, поработал в цирке. Но в итоге нашёл себя в литературе, отдав предпочтение детективному жанру. Его персонажи — это почти всегда люди крепкой закалки с необычными судьбами, похожие на тех, кого он встречал в жизни. При этом Анатолий Ромов всегда питал неприязнь к детективам надуманным, где складываются неестественные ситуации, а персонажи плоски, поэтому в его произведениях события реалистичны, герои там действуют так, как поступают обычные люди в реальной, а не вымышленной жизни. Таким получился и лейтенант Косырев, начинающий сотрудник милиции, которому поручено разыскать похитившего из сейфа зарплату моряков, возвращающихся с путины. Сумма колоссальная — десятки тысяч рублей. Да и подозреваемый имеется — это рецидивист Чумаков по прозвищу Чума. Он прячется в лесной глухомани, среди болот и озер, где людей не сыщешь. Но у него явно есть помощник, и через него Косырев намерен выйти на Чуму. Кто этот соучастник преступления? Хмурый лесник Уланов, сразу невзлюбивший Косырева? Его суровая сестра Наташа, одарённая, но недоучившаяся художница? Сторож местной конефермы Витя Колупан, неприметный малосильный мужчина, которого считают слегка блаженным? Или бакенщик Даев, мощный, крепкий, готовый услужить, но крепко держащий в руках родную двустволку? Косыреву нужно в этом разобраться, и попутно
ему предстоит выбраться из опасной переделки на реке, поучаствовать в перестрелке и спастись из пожара. И, разумеется, достичь основной цели найти деньги и задержать Чуму.
Снимали детектив режиссёры Анатолий Вехотко и Роман Ершов. И если первый был уже автором опытным, с серьёзной фильмографией, то второй— начинающим дебютантом. Для Анатолия Вехотко «Чужие здесь не ходят» станет предпоследней работой, а вот Роман Ершов продолжит активно снимать, в том числе и в новом веке, хотя и переключится на документалистику.
Главную роль режиссёру отдали Владимиру Басову-младшему. По сюжету его герою было 23, но Владимир был чуть старше — ему уже исполнилось 26 (и, по моему субъективному мнению, выглядит он существенно старше 23-летнего). Сын гениального советского актёра и режиссёра Владимира Басова-старшего зрителям уже запомнился: на экране он дебютировал ещ подростком в фантастической дилогии Ричарда Викторова «Москва — Кассиопея» — «Отроки во Вселенной» (1973-1974).
Хитрого и безжалостного рецидивиста Чуму сыграл Юрий Беляев, актёр московского Театра на Таганке. Кинорежиссёры довольно долго игнорировали исполнителя, лишь изредка давая ему роли, в лишь в новом веке Юрий Беляев начал снимать регулярно, став уже российской телезвездой.
Роль бакенщика Даева получил Леонард Варфоломеев (в титрах — Лин). Имя актёра гремело в Челябинске, где он был местной театральной знаменитостью вплоть до последних лет. А для кино его открыл Анатолий Вехотко, пригласив на роль русского пионера авиации Ивана Заикина в фильм «Воздухоплаватель» (1975). Кстати,
по словам самого Леонарда Варфоломеева, необычное имя он получил в честь Леонардо да Винчи, но в детстве его все звали Лин,
и позже он часто это сокращение и использовал. Потом актёр ещё раз поработает и с Анатолием Вехотко, и с Романом Ершовым.
Роль странноватого тихони Вити отошла Сергею Бехтереву, актёру с трагичной судьбой, который так и не сумел себя реализовать в кино. В его фильмографии десятки лент, но большей частью это эпизоды и второстепенные персонажи. Тем не менее зрителям он запомнился, пусть и образами людей с чудинкой и хрупких оригиналов.
В ролях брата и сестры Улановых — Сергей Козырев и Лариса Гузеева. Для актера ленинградского Малого драмтеатра Сергея Козырева это было первое появление в кино, а вот единственная актриса в этом детективе Лариса Гузеева была уже всесоюзной знаменитостью. В 1984 году Эльдар Рязанов снял не характерную для себя, но невероятно удачную драму «Жестокий романс», гда Лариса Гузеева сыграла главную и трагическую роль бесприданницы Ларисы Огудаловой, которая моментально принесла ей славу и поныне остаётся её визитной карточкой.
Снимали фильм в районе Карельского перешейка, и безлюдные пейзажи превратились в естественные декорации ленты.
В каком-то смысле природа и сама стала действующим лицом, помогающим или, напротив, мешающим героям. В карельских скалах снимали и уникальную погоню на катерах. Как рассказывали режиссёры, опыта подобных съёмок в отечественном кино почти не было, так что сцены пришлось разрабатывать с нуля.
Работа над ними заняла более месяца, но в фильм вошло всего около десяти минут погони на катерах по протокам.
Ну и пара интересных фактов. Консультантом на картине был Михаил Михайлов, генерал-майор милиции, высокопоставленный ленинградский функционер, который вообще нередко консультировал киношников. А ещё в кадре прозвучала часть песни «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова, музыканта не то чтобы опального, но официально не приветствуемого.
А вам главный герой детектива «Чужие здесь не ходят» не показался внешне очень уж похожим на другого милиционера, тоже служащего в отдалённых таёжных уголках?