Детская комедия со шпионами из легендарного теледетектива

Жанр детского кино — явление уникальное. Сейчас есть кино семейное, адресованное разным поколениям, но вот фильмов специально для детей практически нет.

В СССР картины для детей снимали ещё с довоенных времён, но в конце семидесятых-начале восьмидесятых случился провал. Режиссёры взялись за сюжеты для подростков и юношества, киносказки, психологические драмы, а ниша детских фильмов начала пустовать.

И как раз в это время к начинающему режиссёру Владимиру Мартынову попал в руки сценарий о смекалистом детсадовце, который так хотел пойти в школу, что решился на обман в шпионском духе. Назывался сценарий «Утро без отметок».

Автором сценария был Оскар Ремез, писатель, посвятивший себя детской литературе. Для Ремеза «Утро без отметок» было дебютом в кино, и, благодаря Владимиру Мартынову, дебютом удачным. Кстати,

имя самого Мартынова было тогда знакомо лишь очень узкому кругу кинематографистов, смотревших его детские короткометражки, студенческую и дипломную. Правда, критики отмечали, чт уже в них виден особый режиссёрский почерк:

Владимир Мартынов стремился не только развеселить юных зрителей и заставить их посмотреть на себя со стороны и немного задуматься о ситуациях, в которых они оказывались.

И в этом смысле его взгляды совпали с позицией Оскара Ремеза, «Утро без отметок» которого было одновременно смешным и поучительным (но отнюдь не морализаторским).

 По сюжету дошкольник Глеб мечтает оказаться за партой. Первого сентября он, отправившись в детский сад, заходит в гости к приятелю Коське, который как раз и должен отправиться в первый класс. Но Коська приболел, и в обмен на перочинный ножик Глеб получает его школьную форму и идёт в школу.

Поскольку это лишь первый учебный день, то ни учительница, ни одноклассники друг друга не знают, и Глеб выдаёт себя за Коську. Это порождает цепочку забавных ситуаций, в которые оказываются впутанными и новые друзья Глеба-Коськи, и мамы обоих мальчишек, и молодая учительница, и замечательный школьный врач.

На главную роль актёра нашли быстро — им стал представитель актёрской династии Кирилл Головко-Серский. Кирилл — сын актёров Натальи Головко и Александра Серского и внук Киры Головко, знаменитой театральной актрисы.

В кино непосредственный и активный Кирилл дебютировал чуть раньше, снявшись в семейном фильме «Не хочу быть взрослым» (1982) и его сразу же заметили. Кстати, через пару лет мальчик снимется в кино вместе с родителями, правда, ему достанется роль главная, а родителям — эпизодические (это будет лента «Любимец публики» (1985), экранизация рассказа Куприна «Белый пудель»).

Для восьмилетнего Кирилла «Утро без отметок» стало уже третьей работой в кино.

Других детей нашли в московских школах. Его новую подругу Наташу Алябину сыграла Маша Вартикова, которой предсказывали в будущем успех в актёрстве, но девочка с кино свою жизнь не связала.

Роль Антона Коробкова, мечтающего об оценках, получил маленький актёр Ваня Сухоруков-Соколов, а в роли Коськи предстал Паша Гайдученко. Все трое через пару лет появятся в новом детском фильме Владимира Мартынова «Зловредное воскресенье» (1985) по сценарию всё того же Оскара Ремеза.

Взрослые роли получили актёры известные и любимые. Молодую учительницу Людмилу Ивановну, которую, кстати, в школу тоже ведёт мама, изобразила Марина Яковлева,

родителей Глеба сыграли Валентина Грушина и Евгений Герасимов, маму Коськи — Раиса Рязанова, а его бабушку — Валентина Талызина.

Занятно, что

Валентина Талызина старше раисы Рязановой всего на девять лет и если и выглядела бабушкой (на тот момент актрисе было 50), то очень молодой и эффектной.

В роли симпатичного и смешного школьного врача Игорь Кваша, а в роли охранника института, где работает мама Глеба, — Георгий Штиль. Моё личное наблюдение в этой связи: охранники с тех пор не поменялись.

В других ролях — Алевтина Румянцева, Екатерина Воронина, Вадим Андреев, Николай Мерзликин.

Ну и сюрприз для зрителей (наверное, всё же более взрослых) — появление в кадре Вахтанга Кикабидзе и Юрия Соломина в образах Джона Глэбба, американского шпиона, и полковника КГБ Славина.

Это герои многосерийного теледетектива «ТАСС уполномочен заявить», за сюжетом которого внимательно следят герои «Утра без отметок». Можно строить догадки, как и почему оказались связаны «Утро без отметок» и «ТАСС уполномочен заявить», точной информации на этот счёт не нашла.

Теледетектив вышел на экраны летом 1984 года, «Утро без отметок» спустя всего пару месяцев, в сентябре. При этом

детектив представлен тут как истинный хит, от которого нельзя оторваться. И с учётом того, что «Утро без отметок» снималось всё-таки раньше, чем телефильм вышел в эфир, это вполне можно считать счастливым предсказанием.

Заодно в небольшом эпизоде обыграно и сходство имени Глеб и фамилии Глэбб.

Дебют Владимира Мартынова в большом кино встретили тепло, зрители оценили искромётность шуток и добрый юмор ленты.

На высоте оказались и юные исполнители, и взрослые актёры, которые вложились в роли не меньше, чем если бы играли в серьёзной драматической картине

(особо отмечу Игоря Квашу в роли слегка картавого доктора, который очень переживает за Глеба и его мам).

А через два года многих из них режиссёр пригласит в новый фильм «Зловредное воскресенье», тоже детский, но уже для младших школьников. К слову, украсила оба фильма музыка композитора Владимира Шаинского, чьё творчество тоже прочно связано с детством.

Сейчас «Утро без отметок» вряд ли можно назвать фильмом известным, но наверняка его многие помнят. И, кажется, сюжет даже не устарел, если внести поправки на время и новые реалии. А вы эту тёплую ленту помните? Как вы думаете, семейное и детское кино — это одно и то же?

Оцените статью