«Детская площадка» — печаль, безнадёжность, криминал

Криминальная драма «Детская площадка» (1986) режиссёра Светланы Проскуриной (жены Виктора Проскурина) мне в юности показалась настолько мрачной и безысходной, что я долго не хотела её пересматривать, и лишь в начале 2010-х эта самая «…Площадка» выплыла на ЮТубе среди общей массы предлагаемых советских детективов и crime-stories.

И, надо сказать, эта вещь и теперь смотрится, как тупиковый ад и тотальная безнадёга. Но фильм очень сильный.

Ещё в середине 1980-х я отметила, что типаж главной героини подобран исключительно точный, и я даже предполагала интересный эксперимент со стороны авторов – мол, наверняка, на роль бывшей детдомовки, ныне работницы фабрики взяли …девочку с улицы с теми же «параметрами».

Настолько Жанна оказалась «аутентичной». Я таких девушек знала хорошо, пусть и не сирот, но из «трудных», из ПТУшниц.

На деле Жанну играет исключительная «мажорка» из творческой элиты.

Её родители – Геннадий Шпаликов, наш трагический гений и красавица Инна Гулая (я бы посоветовала к просмотру их совместную киноработу – «Долгая счастливая жизнь» (1966), где по иронии судьбы явлены подводные камни солнечных-шестидесятых).

Дарья Шпаликова с детства была с надломом и надрывом – родители ей достались более, чем сложные.

Отсюда такое искреннее вживание в образ обездоленной девушки. Итак, одинокая Жанна знакомится с не менее одиноким Романом, водителем скорой помощи.

Молодые люди начинают жить вместе в комнатке девушки. Да, в Ленинграде тогда оставалось ещё много коммунальных квартир, и эта питерская погодная угрюмость напополам с тогдашней обшарпанностью, добавляет мрачного настроения.

Примечательно, что и Романа играет звёздный отпрыск; Вадим Любшин – сын Станислава Любшина. Правда, здесь природа отдохнула, и парень буквально теряется на фоне своей партнёрши.

Молодые люди, как могут, выстраивают свою жизнь. Парень видит, что Жанна – не пустышка, несмотря на прорехи в образовании. Так, она цитирует стихи, когда-то занималась художественной гимнастикой.

И ещё она искренне любит и – понимает антикварную обстановку, доставшуюся ей от умершей бабульки – детдомовке дали жилплощадь после смерти некоей старой дамы, не оставившей после себя наследников.

И тут на пути этой юной четы встаёт …местный криминальный вожак, некто Карпов. Его идеально сыграл Виктор Проскурин. Этот мужчина не имеет ничего общего с устрашающими паханами, каких любили изображать.

Карпов искренне утверждает, что деньги – не главное, а влечёт его Мечта. Действительно, основной интерес этого человеко-волка – власть над людьми, их эмоциями, а уже потом – деньгами.

Обаятельный Карпов изящно вовлекает Романа в свои сети. Финал – более, чем грустный. Печаль нагнетается сценой рыданий – девушка снова осталась одна, а её парень поехал на зону.

Нам не показывают ни ареста, ни суда. Только плач обманутой души. Крупным планом.

Название киноленты – почти философское, глубокое. Детская площадка – это не лишь некое пространство, что находится перед окнами Жанны и Романа; это – поле битвы за детские жизни.

Нам показали вроде бы взрослых людей, живущих без опеки, но по сути – малых деток, которых сманить и растоптать – всего лишь дело практики и умения.

Детская площадка – отсюда можно увести в даль светлую, а можно и в преступную группировку.

Оцените статью
«Детская площадка» — печаль, безнадёжность, криминал
Трижды вдова: почему графиню Полье называли сумасшедшей