Собственно, отличий фильма «Девчата» (1961) от повести Бориса Бедного довольно много, и всё это – нюансы, позволяющие сравнивать эти два произведения. Вся суть – в мелочах, тогда как общая фабула, разумеется, сохранена. Да, Тося по книге вовсе не наивная девочка, выпускница училища, а уже успела поработать и в совхозе, и домработницей у научных сотрудников, где и научилась отлично готовить.
Анфиса в повести и вовсе трагическая фигура, словно бы мстящая всему миру за свою утраченную юность. И Надя в книге не выходит замуж за Ксан-Ксаныча, а решает ждать любовь, что в её ситуации – полная безнадёга. Надя по тексту некрасивая, да ещё и старая дева под тридцать. В фильме Надю играет симпатичная актриса Инна Макарова, и как-то не приходит в голову счесть её страшненькой.
И Филя по книге – довольно противный тип, местный хулиган-задира, то и дело третирующий смешную Тоську. В общем, деталей – масса.
Но главное отличие повести от фильма в самом жанре. Книга – типичная производственная мелодрама, где довольно много описаний процессов, а в киноверсии только момент с бензопилой «Дружба». Лента же – комедия. Повесть «Девчата» совершенно не смешная, даже намёка на веселье там нет.
Разумеется, она не депрессивная и, скорее, лиричная, но и смеяться там, явно, не над чем. В книге показаны все тяготы бытия в таёжном посёлке. Просто представьте жизнь в общежитиях, отапливаемых дровами, да ещё в местности, где зима начинается осенью! В повести есть и об этом – о раннем снеге. Явлены и все противоречия женского общежития – все девчонки разные, с норовом, и как таким ужиться? А приходится.
В кинокомедии все эти «походы на Камчатку» с поцелуями – это про любовь, а в повести упор сделан на том, что у руководства нет лишней жилплощади для новых семей. Текст сильно грубее – в нём отсутствует та лёгкость, что есть в кинокартине.
При том, что мы видим и общежитие, и погодные условия, и «комнат нет!», и ужасную столовую в самом начале, где лесорубы ели, не раздеваясь. Это потом у них появился комфортабельный вагончик.
Понятное дело, что книга больше приближена к реальности. Лесоповал — это отнюдь не курорт. Советская литература была куда как более сурова, чем кинематограф. В фильмах старались вообще не показывать жестокость и даже серьёзные сложности.
Всё было немного сказочно, и даже заснеженные таёжные посёлки выглядели …по-новогоднему, и не думалось о лютом холоде, на котором проводили рабочий день все эти замечательные Илюши с Филями.