Девочку жаль, но я за обольстительного афериста. «Свадьба Кречинского»: непревзойдённый шедевр, созданный в тюрьме…

..куда молодой богатый дворянин Александр Сухово-Кобылин был заключён по подозрению в убийстве своей любовницы, француженки Луизы Симон-Деманш. Он приступил к написанию пьесы чтобы скоротать время и отвлечься от мрачных мыслей, но именно «Свадьба Кречинского» стала самым популярным из всех произведений драматурга, вызвав у публики настоящий восторг.

Признаюсь честно: хотя по сюжету пьесы Михаил Васильевич Кречинский – светский повеса, картёжник, мот, кутила и сердцеед – герой отрицательный, мои симпатии целиком на его стороне. Ох, и хорош же, дьявол!

А правильный до оскомины помещик Нелькин, который всю дорогу носится с пеной у рта и аж ножками сучит, так ему хочется подкузьмить Кречинскому и выступить в роли благородного обличителя, почему-то вызывает стойкую неприязнь.

История стара как мир: Лидочка, дочь богатого помещика Муромского – девушка на выданье и самых строгих правил – влюбилась в неотразимого стареющего бонвивана Мишеля Кречинского. Да и кто бы не влюбился! В его изысканных манерах столько шика, он всех знает, а какой вкус удивительный! Человек ловкий, светский, одно слово: comme il faut. Как он отделал огромный солитер – чудо!

Восторженной Лидочке вторит тётка, которая, будь помоложе, сама была бы не прочь пококетничать с Кречинским. Да вот беда: отец не в восторге от жениха. Михаил Васильевич человек в летах, ему под сорок, а Лидочка молоденькая девушка.

К тому же, ходят слухи, что воздыхатель дочери заядлый игрок, порастратился изрядно и долгов наделал. Другое дело – Нелькин. Карт в руки не берёт, человек дельный, однако у тётки не в чести: выхлопотала Анна Антоновна приглашение у княгини, вытащила его на бал, так залез в угол, словно зверь какой, и просидел там весь вечер.

Думаете, вас ждёт приторная зефирная история о том, как юная барышня вышла замуж по большой, но чистой любви и поселилась с супругом в деревне? Как бы не так!

У вертопраха Кречинского и вправду ни копейки, одни долги. Дома три дня не топлено, слуга коротает дни в воспоминаниях о днях бурной молодости барина («А когда в Петербурге-то жили – господи, боже мой! – что денег-то бывало! какая игра-то была!.. И ведь он целый век все такой-то был: деньги – ему солома, дрова какие-то»), у дверей караулят прачка, извозчик и дровяник, все просят денег, всем должен.

Единственное, что может спасти положение – выгодный брак. Для Кречинского Лидочка с её приданым в двести тысяч чистого капитала и полутора тысячами душ – та самая игра по-крупному, которая окупит всё. На эту сумму, мечтает Кречинский, можно выиграть два миллиона, и дело сделано: в руках колоссальное состояние, а в будущем «покой, дом, дура жена и тихая, почтенная старость».

Нужно продержаться до свадьбы каких-то десять дней: не допустить скандала, который неизбежно разразится, если партнёры по карточной игре подадут ко взысканию, да и саму свадьбу устроить. Всё будущее, вся жизнь зависит от каких-то трёх тысяч серебром. Где их взять? Ни один ростовщик не готов одолжить денег, даже под большие проценты.

Кречинский придумывает гениальную комбинацию с фальшивым солитером, от которой пострадал бы, наверное, только ростовщик Бек. Но тут вмешивается напыщенный чистюля и резонёр Нелькин со своими обличительными порывами, спутав планы неотразимого светского плута. «Сор-рвалоссь…» — с непередаваемой интонацией произносит Кречинский, и это шипящее «с-с-с» делает его похожим на огромного удава, от которого ускользнула добыча.

Написанная без малого три четверти века назад, пьеса Сухово-Кобылина актуальна и в наше время. Мало ли теперь тщеславных дам, которые так же, как тётка Лидочки Анна Антоновна Атуева, тратят дни на погоню за пошлой мишурой, потому что это модно и престижно? Разница лишь в том, что для Атуевой «мишурой» был колокольчик в гостиной, ваза с визитными карточками и швейцар, а для какой-нибудь современной барыни – айфон последней модели, брендовая сумка и «отутюженная» до оскомины страница в Инстаграм, на которой хозяйка предстаёт в образе светской дивы.

Веками продолжается противостояние между теми, которые хотят «балики задавать» и уверены, что знают, «как дом поставить», и теми, кто уверен: без навозу (то есть без серьёзного ведения дела, требующего времени и сил) баликов давать не получится! А также вовремя остановит «крысиные бега» за призрачным успехом, сказав: у людей дури много – всего не переймёте!

А уж как женщины падки на внешний лоск и презентабельность – отдельный разговор. Вы думаете, если нам представить современного Мишеля Кречинского, который примется пускать пыль в глаза, очаровывать, околдовывать и сладко петь о любви, будучи при этом статен, респектабелен, умён и дерзок, мы внемлем здравому смыслу, а не сердечным порывам, и не унесёмся в чувственном вихре? Как говорила Рената Литвинова, что-то как-то прямо я не знаю…

Что касается главного героя и моей к нему непреодолимой слабости – каюсь: нравится мне господин Кречинский. И вовсе не потому, что я, как безмозглая курица, под воздействием магнетического образа вертопраха с его победительной мужской силой закудахтала от восторга и потеряла сознание.

Кречинский – не просто обольстительный плут, сибарит и хлыщ. Он умён и обладает колоссальной волей. Это не уровень бедняги Расплюева, который только и умеет, что шельмовать за картами и бегать по мелким поручениям – тот, по словам камердинера Фёдора, «трём свиньям корму не раздаст».

Нет, Кречинский способен поставить на карту всё и с одинаковым спокойствием принять победу или поражение. Да и кто рискует стать его жертвой? Поэтическая Лидочка? Наивная девочка, которая в своей романтической экзальтации способна оценить лишь безупречное французское произношение жениха и то, как он ловок в танцах?

Так если Лидочка без ума влюблена, много ли ей разницы, что на самом деле представляет из себя блистательный красавец-муж? Ей не нужна правда, Кречинского она уже себе придумала и будет любить самозабвенно, до самоотречения.

Тётка? Любительница «баликов», которая больше всего боится оказаться в деревне и «гнить в болоте с какими-нибудь чудаками»? Эта сорока с её стремлением ко всему блестящему была бы только рада, получив такого зятя. И пара громких светских скандалов вряд ли привела бы Анну Антоновну в большое замешательство, а то и ума-разума добавила бы.

Или, может быть, пожалеть ростовщика Бека, попавшегося на удочку собственной жадности? Так поделом вору и мука!

Михаил Кречинский с его невозмутимостью и изысканным цинизмом чем-то напоминает Воланда. «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»… Великолепный, порочный, бесстрастный, он всколыхнул затхлое светское болото, населённое теми, кто, по сути, ничем не лучше него.

Так что правдоруб Нелькин, который путался у «Воланда» под ногами, напрасно поднимал пыль и сбивал подмётки. Сам он, с его страстью к громким разоблачениям, подслушиванию и подсматриванию, выглядит весьма бледно и на роль героя совсем не тянет. Благопристойный зануда – неравноценная замена обольстительному злодею, обладающему роковым обаянием и широтой натуры. Вынужденная выйти замуж за Нелькина и тянуть скучные однообразные дни в деревне, Лидочка неизбежно возненавидит мужа, который так надсадно кичится своей непогрешимостью и безупречностью.

Таков наш мир. Добро и зло соседствуют столь тесно, что их бывает трудно различить.

Интересные факты

Прообразом главного героя мог стать некто Крысинский – слуга знатной особы, выдававший себя за графа и «имевший вход в лучшее петербургское общество». Сухово-Кобылин был знаком с ним лично и получил материал для своего произведения «из первых рук».

Прототипом Расплюева явился ярославский бильярдный игрок и шулер Евсей Крылов.

Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Кречинского. «Кречинский не создан ни для покоя, ни для тихой почтенной старости. Он – одержимый человек. Его стихия – вечная игра, безумное прожигание жизни, и «сытый миллион» он непременно спустил бы в омут, как имение, рысаков, серебро». (В. Туниманов)

24 апреля 2002 года Виталий Соломин вышел на сцену Малого театра в роли Михаила Кречинского. Он смог завершить лишь первый акт: актёру стало плохо, и со сцены его унесли на руках. Через месяц – 27 мая 2002 года – Виталий Соломин скончался в больнице. Причиной стал инсульт.

Оцените статью
Девочку жаль, но я за обольстительного афериста. «Свадьба Кречинского»: непревзойдённый шедевр, созданный в тюрьме…
Построил карьеру, но не в кино. Кем стал мальчик-детдомовец из фильма «Уроки французского», которому уже 55?