В кинокомедии «Девушка без адреса» (1957) есть интересный момент, связанный с модной индустрией. Мы оказываемся за кулисами некоего дома мод (вернее «экспериментального ателье») и затем наблюдаем дефиле по-советски.
Что тут примечательного? Многое. Во-первых, мы видим так называемый худсовет, который и выносил решение: внедрять ту или иную вещь или зарубить?
В СССР было очень много талантливых мастеров, которые …после внедрения их моделей не узнавали свои творения. Потому что фабрика могла 1) заменить пуговицы 2) убрать «лишние» детали, 3) а вместо однотонного шифона использовать весёленький ситчик. Но бывало, что отказывали уже на стадии худсовета.
Во-вторых, нам показывают интересный опыт – разработку и демонстрацию рабочей одежды. Собственно, Катю Иванову и взяли, чтобы она носила на подиуме комбинезон и клетчатую рубашку, а шикарное платье ей «досталось» в связи с форс-мажором.
В СССР существовало понятие «научная организация труда» и считалось, что правильная одежда на рабочем месте – это важный фактор.
Правда, в большинстве случаев, всё оставалось на бумаге – отличные разработки были просто картинками в журналах и пособиях.
Над этой темой даже слегка иронизировали – в кинофильме «Живёт такой парень» (1964) тоже было дефиле, где манекенщицы демонстрировали современные ватники и облачение «Наташи — работника полеводческой бригады, ударницы коммунистического труда». Реальность чаще всего была скромнее и сложнее.
В-третьих, …вы заметили, что ателье показано с иронией? Неслучайно даму из худсовета – Елизавету Тимофеевну сыграла комическая актриса, мастер гротеска – Рина Зелёная. Её коллега – мужчина-художник выглядит, как этакий старорежимный бонвиван, хотя, он гораздо симпатичнее Елизаветы Тимофеевны. Эта вообще – карикатура.
В те годы к лёгкой промышленности и к пошиву относились, как к чему-то несерьёзному, а манекенщицы имели «пограничный статус».
Поэтому Эльдар Рязанов (а это его фильм, если кто забыл) проявил некоторую смелость, позволив главной-положительной-героине побыть моделью. Кроме того, можно заметить, что платья в кадре – вовсе не ужасные.
Больше того, Катя Иванова демонстрирует типичный диоровский шик. Правда, Кристиан Диор предложил это ещё в конце 1940-х, а в 1957 году кутюрье уже скончался. Но его New Look сделался одним из эстетических символов послевоенного времени.
Смысл этих пышных наворотов из тонкой материи – заставить женщин покупать ткань и не экономить.
Диора «сделали» фабриканты-текстильщики. Однако вернёмся к нашему дефиле. Тут есть нюанс. С этими нарядами полагалось носить… корсет. Моделирующее бельё снова было в моде!
Кстати, в советских журналах тоже писалось, что «…стройным женщинам, но со слабо выраженной талией следует носить маленький корсетик до талии.Он должен быть очень тугим, чтобы резче выявлять её.
Такой корсетик можно сшить самим из плотной корсетной ткани, вставив в швах косточки, стальные или пластмассовые планки» (Захаржевская Р., Литвина Л. «Бельё». // «Журнал мод». №1. 1958. С. 41).
Тогда как девушка-без-адреса тут ещё и без …тонкой талии. Она очаровательна и свежа, но силуэт оказался смазан без утягивающей бельевой основы. Но это всё мелочи – Катя Иванова так эффектна, что приковывает всеобщее внимание.
И – чудо! Тот, кто её искал – наконец-то нашёл, а не это ли счастье? А как волшебно бежала героиня в этом наряде! Как Золушка. Да и вообще, фильм похож на добрую сказку.