«Девушка для миллионщика»

В знаменитом ресторане «Яр» было весело. Шустро сновали бойкие официанты, гремела музыка, а за столами не смолкали разговоры. В атмосфере вечного праздника и широкой души кутежа московский купец-миллионщик Иван Абрамович Морозов познакомился с юной хористочкой Досей, девушкой совсем не из высшего общества.

Династия купцов Морозовых была хорошо известна в России. Основателем ее на рубеже 18 — 19 веков стал Савва Васильевич, хваткий крепостной крестьянин, начавший с открытия шелкоткацкой мастерской. Разбогатев, он выкупил у помещика и себя и семью, да и развернулся: открыл фабрики, наладил производства. Дети и внуки его стремились приумножать полученные капиталы, а потому правнуку, Ивану Абрамовичу Морозову, наследство досталось немалое.

Серьезный и обстоятельный Иван разительно отличался от своих братьев, мало увлекавшихся семейным делом: он не был ни мотом, ни прожигателем жизни, ни отчаянным спорщиком. Отучившись на химическом факультете Высшей политехнической школы в Цюрихе, он вернулся в Россию и погрузился в управление предприятиями.

Хотя Иван Абрамович слыл человеком практического склада, жила в нем и тяга к искусству, дававшая, в сочетании с имеющимися деньгами, весьма значительный результат. Морозов был страстным коллекционером, приобретшим невероятное собрание русской и западноевропейской живописи — от Валентина Серова до Клода Моне. Тем удивительнее, что однажды такой солидный мужчина совершенно потерял голову.

В 1901 году в ресторане «Яр» тридцатилетний Иван Абрамович Морозов, известный своей склонностью к местным певичкам, встретил совсем еще молоденькую красавицу-хористку. Ей было только шестнадцать, а она уже радовала местную публику, скрашивая пышные застолья. И, возможно, так и продолжала бы бойкая девочка с мягким именем «Дося» свою карьеру исполнительницы, если бы не это знаменательное знакомство.

Ни к чему не обязывающий флирт перетек в бурный роман, который ознаменовался в 1903 году появлением на свет Доси-младшей. Иван Абрамович, как человек холостой, удочерить девочку не решился: ее взяла на воспитание замужняя тетушка по материнской линии.

Появление ребенка не стало финалом неравных отношений. Морозов искренне привязался к своей хористочке, а она не давала повода в ней сомневаться. Красивая и жизнерадостная Дося содержателя не обременяла: была скромна, знала, когда следует промолчать, не пыталась влезть в дела купеческие…Словом, несмотря на свое происхождение и груз прошлого, обещала стать достойной супругой.

Тем не менее, Иван Абрамович долго сомневался в разумности брака: в первую очередь потому, что общество, хотя к тому времени и изрядно разбалованное историями о неравных связях, Досю, певичку из «Яра», могло не принять. Репутация таких женщин от искусства была хорошо известна.

Однако в 1907 году состоялась тихая церемония: купец Морозов повел под венец Евдокию Сергеевну Кладовщикову, дав ей и свою фамилию, и доступ к немалым капиталам. Оставалось лишь явить ее свету, что и было сделано. Поначалу купеческая Москва отнеслась к новобрачной с недоверием, но вскоре, не найдя причин для осуждения, приняла ее. И все же, несмотря на внешнее одобрение, в кулуарах Евдокию Морозову именовали унизительным прозвищем «Дося ля-ля-ля».

Молодую жену свою Иван Абрамович обожал, не скупясь на ее прихоти. Правда, долго наслаждаться семейным счастьем им не удалось: наступали тяжелые времена. Революция не пощадила купцов: нажитое имущество было национализировано. Фабрики, дома, коллекция — все перешло государству. В конце апреля — начале мая 1919 года Морозовы покинули Россию, чтобы больше не возвращаться.

Предусмотрительный делец, Иван Абрамович держал часть капиталов в Лондоне, что позволяло им не нуждаться в средствах. И все же потрясения последних лет больно ударили по Морозову: его не стало в 1921 году в возрасте 49 лет. Следы его супруги, унаследовавшей оставшиеся капиталы, затерялись на просторах Европы. Известно, что подросшая Дося-младшая, вышедшая в 1922 году замуж и поселившаяся в Англии, отношений с матерью не поддерживала.

Оцените статью
«Девушка для миллионщика»
Страшный советский фильм о том, как война ломает человеческие судьбы