А мне он всегда нравился. Впрочем, и кассу «Девушка…» собрала не такую уж маленькую, войдя в первую десятку по посещаемости. На мой взгляд, главный минус этого фильма – это переизбыток музыкальных номеров, которые «забивают» фабулу, а она интересна.
Там есть что и – кому играть. И дело даже не в Люсеньке Гурченко с её каблучками, ужимками и улыбками (к слову, она активно копирует Лолиту Торрес – любимицу советских зрителей 1950-х).
В кадре заняты настоящие корифеи – Михаил Жаров и Фаина Раневская, а в эпизодах мелькают Георгий Вицин, Михаил Пуговкин, Олег Анофриев, Сергей Филиппов. Невероятно хороши сцены с Юрием Никулиным в роли пиротехника-любителя.
О чём фильм? Итак, хорошенькая продавщица Таня Федосова хочет быть актрисой, но этому препятствует директор магазина, ибо Танечка – передовик производства и, благодаря ей музыкальный магазин награждён переходящим красным знаменем.
Эта киноистория уникальна ещё и тем, что её съёмки производились в ходе Фестиваля молодёжи 1957 года, и тут задействованы реальные участники мероприятий. Все концертные номера – те самые, что показывали иностранные гости, включая западных музыкантов.
Опять же сохранена атмосфера фестиваля – то было невиданное, ни с чем не сравнимое счастье, особенная атмосфера.
Сейчас довольно трудно представить, что ощущал советский человек в 1957 году. Это не только танцы на площадях и братание с французами да бразильцами. Излёт 1950-х – это Спутник.
Это – Черёмушки и начало расселения коммуналок. Это – появление целого пласта молодёжной литературы и – научной фантастики. Это – ощущение себя авангардом прогрессивного человечества. В Советский Союз ехали за впечатлениями – посмотреть, как живёт народ-победитель.
В «Девушке с гитарой» это ощущение передано великолепно! Дружба, любовь, мечты, сотрудничество, мягкий юмор без зубоскальства и уклона в сатиру. Этот фильм – отражение счастливого общества.
А ещё я сделала небольшое открытие (возможно, вы тоже заметили эту деталь). Один из героев, юрисконсульт филармонии в исполнении Бориса Петкера, знакового театрального артиста 1950-х, …напомнил будущего Аркадия Варламыча Велюрова – и типажом, и пассажами, и даже наружностью.
Собственно, «Покровские ворота» (1982) – это преддверие Фестиваля, ожидание чего-то важного и большого, космического и волшебного. Кстати, Костик, приехавший на обломки своего дома, грустит вовсе не по стенам и не по «исторической Москве», и даже не по ушедшей юности – по Оттепели.
Такого социального оптимизма, как в 1950-1960-х никогда уже не случится…, и Козаков / Костик это чётко понял. Зато у нас есть возможность хотя бы посмотреть, как это выглядело.