«Девушка, снимайте штаны!» — закадровые тайны фильма «Приключения Электроника»

Ну что, каникулы начались? Самое время вспомнить наш замечательный советский фильм «Приключения Электроника», который впервые вышел на телеэкраны в 1980 году — 40 лет назад!

Когда решили, что надо снять кино по фантастическим повестям Евгения Велтистова, то прежде всего озадачились поиском исполнителя главной роли. Да-да, именно исполнителя, а не исполнителей — из соображений экономии бюджета посчитали, что Сыроежкина и Электроника будет играть один ребенок, и на эту роль рассматривали Диму Замулина. Но потом Константин Бромберг передумал и решил, что все же надо найти близнецов.

Ассистенты рыскали в поисках подходящих мальчишек по всему Союзу — всего было просмотрено почти 400 пар (!!!) близнецов возрастом от 9 до 13 лет. Это был непрерывный поток близнецов. история сохранила фотопробы некоторых из них:

С одной стороны — выбор как бы был, но с другой — выбрать было не из кого, потому что претенденты на главные роли должны были уметь делать много разных вещей: петь, танцевать, играть на гитаре, ездить на мопеде — учить кандидатов было некому и некогда. Из всех пересмотренных близнецов всеми навыками обладали только братья Торсуевы, но они были несколько старше, чем было нужно для роли, и тут помог случай.

Кастинг в Москве проводили зимой и в день очередного тура проб ударил мороз градусов 40. Из всех кандидатов на проб явились только братья Торсуевы — это обстоятельство и стало решающим в выборе исполнителей. Ниже — короткий фрагмент с кинопроб, где вы можете видеть братьев Торсуевых и братьев Рыбачук.

Фильм снимали 8 месяцев. Московские сцены снимали в Одессе, «заграничные» — в Вильнюсе. Съемки шли быстрым темпом, поскольку из-за большого количества эпизодов на натуре надо было уложиться в теплое время года. Интерьер школьных классов был ненастоящим — это была построенная фанерная декорация. Буквально через день после ее возведения явились пожарные с предписанием декорации снести, как не соответствующие правилам пожарной безопасности. Сутки спустя они вновь пришли с проверкой — но декорации стояли на месте, а перед ними вся съемочная группа, почти 200 человек включая детей. Николай Гринько вышел вперед и сказал: «Только через наши трупы!» Инспекторы развели руками и больше не беспокоили группу.

Очень много проблем почему-то возникло в подбором одежды. Владимиру Басову среди всего обилия костюмов не могли найти подходящие брюки — заказанный для него костюм оказался размера на три больше. И в какой-то момент вышедший из себя Владимир Павлович зарычал на костюмершу: «Девушка!!! Снимайте штаны!!!» Перепуганная костюмерша отдала ему свои белые джинсы. Басов едва втиснулся в них, но остался доволен.

Николаю Караченцову тоже не смогли найти подходящие брюки — джинсы ему одолжил актер Эрвинас Пятярайтис, игравший одного из бандитов.

Нельзя не упомянуть четвероногую звезду фильма, сыгравшую роль электронной собаки Рэсси. Это был пес породы эрдельтерьер по кличке Чингиз. Собака внесла свою лепту в общую сумятицу на площадке. Например, для сцены, в которой Рэсси откусывает дуло пистолета, было закуплено два пластмассовых пистолетика. Один из них надпилили, его и должен был «съесть» Рэсси. Но Чингиз вошел в роли и на самом деле разгрыз пистолет. За неимением другого переснимать эту сцену не стали и она вошла в фильм.

В то же время Чингиз отличался исключительной сообразительностью. Однажды во время съемок эпизода, в котором Рэсси преследует мотоцикл Урри, Чингиз заметил на дороге открытый люк и сделал стойку — водитель успел затормозить и ДТП удалось избежать. В другой раз режиссер очень сильно разругался с оператором — они никак не могли прийти к консенсусу в вопросе выбора объектива для конкретной сцены. И тут к ним подходит Чингиз с объективом в зубах. Посмотрев характеристики, режиссер и оператор облегченно вздохнули — именно этот объектив устроил обоих.

Сцены внутри музея снимали в павильонах одесской киностудии. Для эпизода, в котором Электроник и Рэсси ползут по стене башни, снимался с помощью наклонной декорации, имитирующей кирпичную стену с украшениями и старинными часами. Основание флюгера, на котором стоят Электроник и Рэсси, тоже декорация.

Навороченный мотоцикл Урри это обычная «Ява» — он был найден случайно в Вильнюсе в частном владении. За очень большие по тем временам деньги мотоцикл взяли в аренду, да плюс еще владельцу выплачивали стандартную зарплату как члену съемочной группы. Однако товарищ оказался жадноват и вскоре сообщил, что согласится сдать технику в аренду только при том условии, если ему повысят сумму арендной платы еще больше. Ведь второго такого мотоцикла не существовало, и он думал, что директор группы согласится. Но ему отказали, и он демонстративно поехал домой, однако не дооценил коварство киношников: администратор группы позвонил в ГАИ и попросил не выпускать из Одессы такого-то гражданина на означенном мотоцикле. Пришлось тому вернуться и продлить договор аренды на прежних условиях.

Братья Торсуевы получали зарплату по 120 рублей в месяц. Эти деньги они тратили на еду, игрушки, одежду и … сигареты. Снимавшиеся в фильме дети жили в одесской гостинице фактически без надзора — родители работали и не могли находиться рядом с ними 8 месяцев. Зато после выхода фильма мальчишкам просто не давали прохода. Поклонники, а особо поклонницы окружали их дом толпами, писали мелом и губной помадой признания в любви на стенах подъезда и на входной двери их квартиры, из студий детских передач и из редакций газет им приносили мешки писем, днем и ночью почитатели звонили по телефону — семья даже была вынуждена поменять номер, но это не помогло. И только мальчишек подстригли, избавив от белых кудрей, наступило облегчение: их перестали узнавать и постепенно преследование сошло на нет.

Прошло 40 лет и до сих пор братья Торсуевы получают письма с благодарностями со всего мира. Достоверно известно, что фильм стал основой для 12 вполне серьезных научных диссертаций. А у нас до сих пор замирает сердце от песни «Крылатые качели».

Оцените статью
«Девушка, снимайте штаны!» — закадровые тайны фильма «Приключения Электроника»
Как Александр стал сначала Панкратовым, потом Чёрным?