«Дисней отказался от беляевского романа из-за сложной съемки, а в СССР с допотопной техникой бросают вызов»: как снимали «Человек-Амфибия»

Чем по-настоящему потрясает этот фильм, так это своим новаторским подходом к созданию. Напомню, он вышел в 1961 году в СССР, но уже тогда в нём была использована технология, так называемой, подводной съёмки. И поверьте, это гораздо сложнее, чем просто поставить воду под камеру, а она там всё сама запишет.

Пожалуй, мне этот момент запомнился даже больше всего остального фильма. Впервые я его посмотрел ещё давным-давно, будучи совсем ребёнком. Для написания этой статьи решил пересмотреть и был по-настоящему потрясён технологической продвинутостью советского кинематографа по меркам тех лет.

Это ведь даже не Голливуд с бюджетами в сотни миллионов «зелёных», здесь он составил, по разным оценкам, 8 миллионов долларов, что не так уж и много, на самом деле. Просто для сравнения, бюджет «Пиратов Карибского моря», вышедших уже спустя 40 лет, составил 140 миллионов долларов, то есть фактически в 17 раз больше, на минуточку.

Давайте же теперь поговорим немного про интересные факты, связанные с производством картины. Как понимаете, рассказать здесь есть о чём.

Дисней не смог экранизировать

Оригинальный роман Александра Беляева увидел свет ещё в 1928 году. В 1940-е за его экранизацию решил взяться лично сам Уолт Дисней. Всё-таки сюжет произведения предусматривал эффектную картинку, огромные масштабы и потрясающие спецэффекты.

Вот, только, прикинув масштаб работы и общие затраты, основатель богатейшей киностудии мира, состоянием на сегодняшний день, уж так точно, решил отказаться от проекта. Тогда американская газета New York Times ещё выпустила статью со следующей цитатой:

«Сам Уолт Дисней отказался от беляевского романа из-за сложности реализации подводных съёмок. А русские, работающие с допотопной техникой, планируют бросить судьбе вызов».

В общем, западные СМИ пророчили фильму провал ещё до выхода. Вот только режиссёров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского, работавших на студии «Ленфильм», это никак не остановило. Как итог: 65 миллионов зрителей по всему СССР. Точную цифру сборов нигде не найти, но могу поспорить, что фильм как минимум окупился в прокате и причём не один раз, став настоящей классикой жанра научной фантастики.

В глазах должно отражаться море

Именно по такому принципу искали актёров на главную роль. Режиссёр хотел найти такого Ихтиандра, чтобы вся глубина голубых морских водоёмов отражалась в его глазах. Не меньшее ожидалось и от Гуттиэре.

Могу с уверенность заявить – с поставленной задачей Чеботаров справился на все сто. Найти кого-то более подходящего на эти роли, чем Владимир Коренев и Анастасия Вертинская просто невозможно. Они словно были рождены для того, чтобы сыграть в этом фильме дуэтом.

Покрасили подъезд губной помадой

С великой славой приходят и великие последствия. Владимир Коренев после выхода «Человека-амфибии» моментально превратился в главного покорителя женских сердец по всей стране. Каждая девушка, увидевшая однажды на экране Ихтиандра, была без ума от этого красавчика, так и ещё и каким романтичным представлен его образ в фильме, ну просто идеальный мужчина, не иначе.

Разумеется, для Коренева эта вся ситуация не обошлась без интересных вытекающих ситуаций:

«После выхода фильма моя популярность среди девушек была просто невероятной. Они просто сотнями стояли на улице и ждали меня после каждого спектакля. Я за год получал десятки тысяч писем, большинство из которых приходилось просто складывать в коробку из-под холодильника. Помню один случай, когда весь подъезд, вплоть до шестого этажа, разрисовали губной помадой. Пришлось делать ремонт за свой счёт».

Страсть к работе помогла преодолеть страх

Трудно сейчас это представить, но Анастасия Вертинская совсем не умела плавать до начала съёмок фильма. Удивительно, как при таком раскладе она вообще согласилась, в любом случае, отступать уже было слишком поздно.

По итогу, актриса настолько вовлеклась в процесс, что даже отказалась от дублёров для сложнейших и крайне рискованных сцен во всем фильме, например с её бездвижным погружением в воду.

Само собой, вся команда прошла специальное обучение, даже получили специальные права, засвидетельствовавшие допуск погружения до 40 метров, но того, насколько огромная опасность выполнять подобные трюки это совсем не отменяет. Остаётся только восхититься тем, насколько Вертинская была предана этой роли.

Партия раскритиковала после выхода

Оператора Эдуарда Розовского, благодаря усилиям которого во многом картина смогла увидеть свет, партия КПСС обвинила в «ущербе государству». Досталось и режиссёру Чеботарову – ему прилетело обвинение в увеличении сметы.

Как-никак, «Человек-амфибия» во многом спонсировался на государственные средства. Правда, слушать о всех тонких сложностях съёмочного процесса и неблагоприятных погодных условиях никто даже не думал. Многие советские критики не скупились на отрицательные отзывы, называя фильм «кривым и безвкусным».

Правда, время всё расставило на свои места. Сейчас «Человек-амфибия» по праву считается классикой отечественного кино, да и чего уж там, одним из лучших представителей своего жанра за всю мировую историю. Показательно было то, что во время премьеры все билеты были раскуплены, достать места в кинотеатр было просто невозможно, настолько сильно все рвались посмотреть хвалёную ленту.

Один из любимых фильмов Тарантино

Да-да, тот самый Квентин Тарантино, автор таких шедевров как «Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Джанго», «Бешеные псы» и многих других легендарных фильмов, говорил, что его любимым российским фильмом является «Человек-амфибия».

Гениальный режиссёр вообще был ярым кинофанатиком ещё с ранних лет, не сосчитать все просмотренные им фильмы. У него ведь даже профессионального образования не было, всему он учился только на личном опыте и своих любимых кинопроектах.

О своём опыте просмотра российской фантастики он рассказал, когда приезжал на московскую конференцию от 2019 года, посвящённую его новому проекту «Однажды в Голливуде».

«Человека-амфибию» он однажды нашёл на одной старой VHS-кассете, дистрибьютором стала компания «Sinister Cinema», в основном специализирующаяся на выпуске хорроров и разной малоизвестной фантастики, в том числе из-за рубежа.

Впервые маленький Тарантино посмотрел историю об Ихтиандре в шестилетнем возрасте вместе со своим отцом. Тогда он остался в самом настоящем восторге и спустя десятки лет на своей конференции в Москве он в деталях пересказал сюжет полотна. Сразу видно – пересматривал и не раз. Мне особенно понравилось, как нашего Коренева он назвал, цитата: «русский Пол Ньюман». Стоит сказать, они действительно очень похожи.

Оцените статью
«Дисней отказался от беляевского романа из-за сложной съемки, а в СССР с допотопной техникой бросают вызов»: как снимали «Человек-Амфибия»
Конкин не устраивал ни Говорухина, ни Вайнеров, ни Высоцкого. Но он не провалил Шарапова