6 января 1966 года, после серьёзных цензурных сокращений в прокат вышел художественный фильм «До свидания, мальчики», снятый по одноимённой повести Бориса Балтера.
В 1964 году режиссёр Михаил Калик снял этот фильм о поколении советской молодёжи, которое наиболее пострадало на войне. Это те, которые накануне войны окончили школу и всю тяжесть фронтовых лет взвалили на свои ещё хрупкие плечи. Поэтому фильм посвящался именно этим ещё не старым фронтовикам, которым в год премьеры не было чуть за сорок.
А вот играть пришлось уже следующему поколению молодых актёров, которые родились по время войны или сразу после Победы.
Позже режиссёр Михаил Наумович Калик рассказывал, что молодых актёров в фильм набирал не посредством проб, а личным собеседованием с каждым. Ему были важны не внешность актёров и не успехи в других фильмах, а внутреннее состояние ребят, их личное понимание сценария и характеров героев.
Калик отлично понимал, что эти молодые актёры не смогут сыграть роль несвойственного им человека. У них для этого просто не хватит мастерства и опыта. Поэтому режиссёру было важно, что в каждом из актёров была частица того героя или героини, которых им предстояло играть.
И так случилось, что Михаил Наумович, пересмотрев десятки молодых актёров и студентов театральных училищ, выбрал именно тех, которые с годами превратились в настоящих звёзд отечественного кино. И он не просто угадал будущие таланты, но и открыл перед ними двери в большое кино!
В картине снимались в то время ещё мало известные: Евгений Стеблов, Николай Досталь, Наталия Богунова, Михаил Кононов, Виктория Фёдорова, Анна Родионова. Позже каждый из них приобрел успех и славу.
У 19-летнего Евгения Стеблова это была вторая главная роль в карьере после фильма «Я шагаю по Москве». Очень быстро он стал одним из самых популярных актёров страны.
Народный артист России, лауреат многих премий, Евгений Юрьевич Стеблов совсем недавно, в декабре, отметил свой 79-й день рождения. Он периодически снимается в кино, пишет мемуары и преподает актёрское мастерство в театральном институте.
Николай Досталь, сын известного советского режиссёра Николая Владимировича Досталя, в этом фильме впервые снимался в кино. После роли Саши Кригера ему прочили большое актёрское будущее.
Но Николай Досталь-младший выбрал профессию своего отца и стал кинорежиссёром. Позже это он снял такие известные фильмы, как «Облако-рай», «Маленький бес», «Коля-перекати поле», «Штрафбат», «Петя по дороге в Царствие небесное», «Монах и бес» и др. Его не стало ровно два года назад, в январе 2023 года. Николаю Николаевичу Досталю было 76 лет.
У 23-летнего Михаила Кононова в этом фильме состоялась первая главная роль в кино.
Ну а следующим фильмом в его карьере стала приключенческая комедия Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», которая сделала его всесоюзной звездой! Но впервые Мельников увидел актёра именно в фильме Калика «До свидания, мальчики». Так что этому фильму Кононов был обязан своим ярким взлётом.
Будущая звезда фильмов «Бегущая по волнам», «Весенняя сказка» и «Большая перемена» Наталья Богунова снималась в этом фильме ещё 14-летней школьницей.
Но выглядела уже вполне себе зрелой девушкой. Сыграла подругу главного героя. В картине ей даже пришлось целоваться с ним, что для неё оказалось сделать проще, чем для более взрослого Стеблова.
Позже актриса окончила ВГИК, успешно снималась в кино, выступала на сцене театра имени Моссовета и была украшением каждого фильма, в котором участвовала.
Ещё в конце 70-х, из-за проблем в личной жизни Наталья попала в больницу с психическим расстройством. Позже эти проблемы усугубились.
В августе 2013 года 65-летняя актриса поехала на отдых в Грецию, где в результате инфаркта скончалась в одном из отелей на острове Крит.
Для 18-летней Виктории Фёдоровой, дочери знаменитой советской актрисы Зои Фёдоровой, роль в фильме Калика стала стартом в кинокарьере. Правда, карьера продлилась недолго, так как через 10 лет она эмигрировала к отцу в США. Позже она вспоминала роль в этой картине как одну из своих самых любимых.
Если разобраться по существу, то в фильме почти нет диалогов, и на экране ничего особенного не происходит. Но от фильма невозможно оторваться! Он чем-то напоминает «Я шагаю по Москве», хотя картины разные и по сюжету, и по стилю.
Судьба у фильма оказалась непростой. В год премьеры картина вошла в тридцатку самых кассовых кинолент, что считалось безусловным успехом.
Надо учитывать, что вместе с этим фильмом в 1966 году на экраны страны вышли такие киношедевры, как «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Стряпуха» Эдмонда Кеосаяна, «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, а также: «Женщины», «Гадюка», «По тонкому льду», «Человек без паспорта», «Три толстяка», «Никто не хотел умирать», «Гиперболоид инженера Гарина»,
«Дети Дон–Кихота» и ещё около пятидесяти всесоюзных премьер. Так что фильм в таком достойном окружении занял высокое почётное место. Но в 1971 году Калик эмигрировал в Израиль, и фильм убрали «на полку» на долгие 15 лет.
Предвижу комментарии отдельных читателей, что якобы этот фильм не был запрещён. Ну и дальше две версии. По первой, что фильм был просто плохим, поэтому его не показывали. По второй версии, его не прятали и регулярно показывали по телевидению.
Так вот, сразу хочу предупредить и тех, и других. Во-первых, фильм замечательный! Что подтверждает его успех в год премьеры. Во-вторых, его точно нигде не показывали, начиная с июня 1971 года по октябрь 1986 года. Ни по телевидению, ни в кинотеатрах. Это уже проверенный факт. Так что не обманывайте ни себя, ни других.
В октябре 1986 года состоялась вторая премьера картины. Нашёлся даже первый вариант до цензурных сокращений. Сегодня этот замечательный фильм есть в свободном доступе в интернете. Рекомендую!