Добрая мелодрама, где запел Виталий Соломин, ни разу не появившись в кадре

Роли у актёра в фильме не было, но именно Виталий Соломин, который не считался поющим артистом, исполнил в финале симпатичной и уютной ленты «Предел желаний» (1983) песню на стихи (внимание!) Бориса Пастернака. Ну а произошло это потому, что снимал картину Павел Любимов, режиссёр, у которого Виталий Соломин сыграл первую большую и запомнившуюся зрителям роль.

Лиричный сценарий про юную, но очень ответственную воспитательницу детского сада написал Александр Миндадзе. Сценарист больше запомнился серьёзными драматичными работами, где в центре внимания — сложные конфликты (например, почти параллельно другой сценарий Александра Миндадзе экранизировал Вадим Абдрашитов, и это была острая драма «Остановился поезд» (1983)), однако и у него были и менее напряжёнными сюжетами. Надо сказать, что Павел Любимов уже сотрудничал с Миндадзе: в 1976 году он поставил картину «Весенний призыв», ставшую для Миндадзе дебютом в большом кино (прежде в его фильмографии были лишь короткометражки).

Итак, главная героя «Предела желаний» — воспитательница Вера Аникина, милая и добрая девушка, приехавшая из провинции в столицу и работающая в детском садике. Веру понимают не все, ведь работа в детском саду не из простых, она требует внушительных душевных сил, но при этом нельзя назвать её престижной. Казалось бы, для провинциалки, перебравшейся в Москву, есть масса возможностей реализоваться, но

для Веры детский сад — это и есть предел желаний. Она любит детей и умеет с ними общаться. В отличие, кстати, от некоторых родителей, у некоторых из которых нет времени на детей, другие предпочитают родительству работой, третьи занимаются личной жизнью.

Вера же всегда на подхвате: она готова отвести домой девчушку, которую не забрали родители, принять в сад, закрывшийся на два дня, малыша, приведённого бабушкой и отвезти его в свой родной городок и даже пожертвовать личной жизнью ради воспитанников.

Живёт Вера у подруги Инны, девицы словоохотливой, разбитной, но практичной и неглупой. А ещё она ждёт жениха Анатолий, который вот-вот вернётся из армии. Но долгожданный Анатолий буквально ошарашивает Веру напором, предлагает сразу пожениться и оставить работу, поскольку он, мужчина трудолюбивый и хваткий, и сам в состоянии обеспечить семью. И это Веру отталкивает. Есть у девушки и ещё один поклонник — Витя, электрик, работающий в музее. Как-то Витя здорово испугался, увидев Веру с мальчиком и решив, что это её сын. Но позже Витя свою позицию пересмотрел и уже решился продолжить отношения, но тут выяснилось, что у Веры таких «сыночков и дочек» целая группа.

На роль Веры Аникиной утвердили Марину Яковлеву, молодую актрису, которую режиссёры полюбили сразу же после дебютной роли. Ещё студенткой ГИТИСа Марина снялась в приключенческой драме «Ветер странствий» (1978), после чего ей стали беспрерывно предлагать новые сценарии. К 1982 году у актрисы в активе было уже полтора десятка лент! Любопытно, что частенько Марине Яковлевой приходилось сниматься с детьми: почему-то режиссёры регулярно предлагали ей роли учительниц и воспитательниц. Поначалу для Марины, ещё не слишком опытной исполнительницы, которая и сама пока не стала мамой, это было непросто, но потом она нашла рецепт взаимодействия с юными партнёрами. В одной из интервью она его раскрыла — надо просто любить детей:

«И они это очень чувствуют! И откликаются вниманием, пониманием, послушанием! Заметила, как только раздражение, злоба, безразличие — всё, их не собрать, контакт пропадает».

Роль мальчика Алёши, к которому особенно привязался Вера, того самого, которого бабушка привела в закрытый садик, Павел Любимов отдал своему сыну-детсадову Алексею. Для мальчика роль в «Пределе желаний» стала единственной, больше в кино он не снимался.

Роль подруги Инны сыграла Татьяна Рудина, демобилизовавшегося жениха получил Владимир Шихов, в роли электрика Вити — Андрей Галушко.

Интересен выбор исполнителей ролей второго плана и эпизодических: это Ольга Аросева, Римма Маркова,

Лидия Федосеева-Шукшина (директор детского сада), Раиса Рязанова, Валентина Владимирова.

В роли мамы Алёши, которая считает слабаком и неудачником своего супруга, — Татьяна Бондаренко, а самого супруга сыграл Виталий Максимов.

Большая часть съёмок прошла в Москве. Меня заинтересовало здание детского сада, находящегося явно в центре, среди домой старой постройки, но, очевидно, довольного нового и построенного по нетиповому проекту. Возможно, кто-то узнает окрестности и подскажет, где этот садик находится.

В прокат «Предел желаний» вышел сразу после празднования Нового 1983 года. Фурора он не произвёл, встретили его без критики, но и без восхищения. Не стоит сравнивать эту работу с такими кинохитами Павла Любмиова, как «Женщины» (1966) или «Школьный вальс» (1976), тут «Предел желаний» проигрывает, увы. Но не зря Павла Любимова причисляли к режиссёрам «женским», умеющим проникнуть в женскую душу и деликатно показать женскую психологию: в этой ленте он в очередной раз продемонстрировал этот свой талант, поставив во главу угла именно героиню, нежную и хрупкую с виду, но с несгибаемым стержнем внутри и уверенную в правильности своего выбора. Журнал «Советский экран» представил фильм такими словами:

«И не показном отречении <Веры> тут дело, не в желании продемонстрировать благородство. Всё гораздо проще и гораздо сложнее одновременно. Быть нужной и приносить пользу людям — для Веры это составляет настоятельную душевную потребность, предел её желаний.

Вся полнота авторского внимания отдала в картине Вере Аникиной. Все сюжетные ходы, все персонажи второго плана понадобились авторам для того, ятобы ярче и полнее высветить её характер».

А вы помните свой детский сад? Я помню. Он был огромный, там был уличный бассейн, хотя мы редко в нём купались. А ещё там были отдельные спальные комнаты, а не кровати в игровых (это всё не Москва).

Оцените статью
Добрая мелодрама, где запел Виталий Соломин, ни разу не появившись в кадре
Кто мог сыграть главные роли в фильме «12 стульев» у Леонида Гайдая