Этот фильм 90х — скорее, исключение, чем правило для кинематографа непростого периода в истории нашей страны. Фильмы всегда отражают реальность времени, которому они принадлежат.
Отечественный кинематограф периода распада Советского Союза и становления новой страны можно назвать тёмной страницей киноискусства, в которой , всё же, есть проблески.
Одним из таких проблесков считаю художественный фильм «Настя» от создателя фильмов-хитов «Я шагаю по Москве» и «Мимино»Георгия Данелия. Фильм снят в 1993 году — в очень сложный для страны период. Что, кстати, хорошо проиллюстрировано в ленте. И те, кто не помнит эти годы в силу того, что еще не родился на свет божий или был слишком мал, могут понять, что тогда происходило.
За основу сюжета был взят сценарий драматурга Александра Володина «Происшествие, которого никто не заметил». Володин в первый и последний раз создал экранизацию своего произведения. Это было в 1967 году.
Раньше я не видела фильма «Происшествие, которого никто не заметил», где в главных ролях снялись Жанна Прохоренко и Виталий Соломин. Посмотрела, чтобы сравнить с «Настей». Первая экранизация пьесы Володина мне показалась скучной и пресной, изюминки в ней не хватает.
Героиня истории — очень скромная девушка Настя, которая одинока и мечтает о парне, который её полюбит. Однажды ее мечта стать очень красивой сбывается. Но это не приносит ей счастья.
Эта очень милая сказочная история, произошедшая в спокойных 60х, смотрится бледнее на фоне киноверсии Данелия, где действие перенесено в бурные 90е годы.
Режиссёр умело сдобрил эту историю приправами в духе 90х, привнеся в фильм особенности той эпохи.
Действие происходит в 1992 году, когда страна пребывала в глубоком кризисе. В фильме есть много примет тех лет. Трамваи тянут бронетранспортёры, потому что перебои с электричеством. Улицы и станции метро постоянно переименовываются. и люди путаются в остановках. В канцелярском магазине, где работает главная героиня, товары выдают в ограниченном количестве:
-А тетрадки есть? -И тетрадок нет.
-А чернила? -И чернил нет.
-А циркуль? -И циркулей нет.
На фоне пустых полок магазина по телевизору крутят американскую рекламу о красивой жизни.
Героиня фильма Настя Плотникова — угловая рыжеволосая девушка живёт вместе с мамой, работающей дворником. Мама часто болеет, и Насте приходится ее подменять, чтобы та не потеряла работу.
Однажды Настя помогла одной пожилой женщине с велосипедом и довела ее до дома. Та в благодарность пообещала исполнить два желания.
-Так. Заветное желание есть?
-Нет, бабушка, нету. -Врешь.
-Заветное желание выполню — два.
В виде исключения. Вижу, не совсем ты еще сволочь.
На следующий день девушка просыпается и обнаруживает, что она стала очень красивой, да так, что внешность ее совершенно изменилась. На нее все обращают внимание, и сам префект округа приглашает ее на аудиенцию. За броскую внешность Настю выбирают миллионной посетительницей метро, отношения с подругой портятся. Настю никто не узнаёт, и только -по-прежнему видит в ней свою дочь. Счастья красота не принесла, и ей очень хочется вернуть свою внешность. Став прежней, Настя находит любовь. Как говорится, не родись красивой…
Мне нравится, что Данелия в отличие от первоначального сценария привнес в свой фильм новый персонаж доброй волшебницы, исполнившей желание девушки. В первой экранизации ее как раз и не хватило.
Кстати, её великолепно сыграла Нина Тер-Осипян (мама Пэжэ из «Кин-дза-дза»). Образ получился очень ярким и несколько комичным. Просто замечательная получилась волшебница!
АКТЁРСКИЙ СОСТАВ
Настю Плотникову сыграли две актрисы: Полина Кутепова (до преображения) и Ирина Маркова (после преображения). И в этом тоже задумка режиссера. В фильме 1967 года, который в точности повторяет сценарий, Настю играет одна актриса. Преображение заключалось только в изменении прически, макияжа и применение в съемках фильтров. А тут совершенно кардинальное преображение. Этим фильм интереснее прежнего.
Очень приятно видеть в фильме Александра Абдулова. А кто еще с таким лоском мог сыграть префекта округа, в любовницах которого — длинноногие красавицы? Это тоже отступление режиссёра в стиле Данелия. В фильме таких много благодаря соавтору сценария Александру Адабашьяну.
Очень нравится мне образ Оли, сестры Александра, возлюбленного Насти, который создала Ксения Пинто-Гомес. Его тоже нет в в первоначальной версии произведения Володина. Такая умная и не по годам всё знающая школьница.
С Олей связано несколько моментов фильме, тоже отражающих особенности того времени. Например, Настя и Оля стали свидетелями кражи квартиры, когда воры беззастенчиво среди бела дня выносят вещи из окна.
Несомненно, экранизация Данелия получилось намного интересней. У меня не было задачи сравнивать два фильма по одному сценарию, но немного не удержалась.
Мне нравится фильм «Настя». Он добрый и немного волшебный. А этого ох как не хватало в те непростые времена…