Фильм показал, что Климов умеет работать с разными планами, композицией и отлично применяет элементы, свойственные советскому кино. И самое главное, умеет вложить тонкий смысл, который, порой, недоступен для глаза простого зрителя.
На первый взгляд, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — это легкая динамичная комедия для детей, рассказывающая незамысловатую историю о переполохе в детском лагере.
Однако — это лишь маскировка. Режиссер мастерски обернул сатиру в оболочку простенькой детской ленты. Поднял на смех некоторые особенности СССР, в частности период при Хрущеве.
Название фильма уже состоит из противоречий и максимально точно отражает суть. Элем Климов проводит едва уловимую аналогию, представляя лагерь в виде СССР, директора Дынина — партийным руководством, а детей — народом.
Еще в первых эпизодах можно заметить, как ребят убеждают в том, что они — «Хозяева лагеря, и от них требуется лишь дисциплина».
Но рамки этой дисциплины весьма ограничены и не способны в полной мере поместить в себя всю живость, и человечность пионеров, а также их неумолимое желание быть свободными.
Если в самом начале «инакомыслящим» является только Иночкин, то по мере развития событий к нему начинают добавляться другие пионеры, вожатые и даже обслуживающий персонал.
В финале они все вместе сбегают с парада-карнавала. Все, кроме товарища Дынина, который следовал благородным побуждениям и хотел детям только хорошего.
Но он не понимал, что в погоде за дисциплиной стал диктатором, для которого порядок превратился в самоцель.
Директор, ставший личностью в другом времени и при других условиях, не мог осознать, что его система нежизнеспособна. Он так и остался в плену прошлого, которое не применимо к новому времени.
В концовке Иночкин «взлетает», а товарищ Дынин — не в состоянии даже «подпрыгнуть», настолько тяжелы его суждения и порядок, которому он привык следовать.
И зная о заложенной сатире, детский комедийный фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» при повторном просмотре смотрится совершенно иначе.