Целое созвездие «зубров»: и Телегина, и Ульянов, и Матвеев, и Земляникин. А вот для Жанны Болотовой роль Гали была первой. Ей вообще в тот момент было 15 лет, школьница, представляете? Она прибавила себе два года, чтобы точно разрешили работать.
Она просто шла по Москве, увидела толпу — это были люди, желающие принять участие в съёмке массовки в каком-то другом фильме. И в этот момент глазища Жанны заметил ассистент режиссёра и позвал её в «Дом, в котором я живу».
Кстати, Владимир Земляникин старше Жанны Болотовой на 8 лет, а в кадре они смотрятся ровесниками. Удивительно.
О чём для вас этот фильм? Может, о любви? Такой разной любви.
Серёжка увидел девочку, только что приехавшую во двор — и сразу пропал. Любое желание готов исполнить. Не хочет она на музыку идти, я её грязью забрызгаю, чтобы исполнить её же желание.
А вот геолог вручает Серёже камень на память — и всё, Сергей уже почти геолог в мечтах. Романтика путешествий, открытий…
Отец собирается на фронт. И трогательно просит жену поливать цветы правильно. Он любит их, свои растения.
Константин приехал в отпуск, много лет не видел семью. Дверь открыла блондинка, он решил, что сестра, а когда она повернулась, сразу проскочила не то что искра — дуговая сварка!
Галя влюблена в искусство. Она понимает его возвышенную природу, она трепещет. Поэтому когда отец смеет закусывать в то время, когда она читает монолог Екатерины, она в гневе убегает из дому…
Ну и наконец, когда Галка уходит на фронт, это же тоже о любви. О любви к Родине.
Кстати, отца Гали играет режиссёр фильма, Лев Кулиджанов, это его единственная роль в кино.
Сколько потрясающих кадров в «Доме, в котором я живу»… Вот подростки идут по улице, а вдали уже поднимаются горящие цифры «1941».
А вот на стене висит плакат «Родина-мать зовёт!» — и плывут тени солдат, идущих нескончаемой вереницей туда, откуда вернутся не все.
Рука Сергея, упавшая, когда он услышал известие о гибели Гали.
Сцена, в самом конце: Сергей возвращается домой и видит, как его племянницу пытается обрызгать мальчишка из той же самой лужи…
А вы знали, что был снят другой вариант финала? В котором Галя осталась жива и вернулась домой? Иосиф Ольшанский, автор сценария, резко воспротивился этому: сколько девочек отдали свои жизни, чтобы защитить народы от фашизма, нечего тут лакировать!
Так получилось, что сначала в своей жизни я увидела «Дело было в Пеньково» и навсегда невзлюбила Валентину Телегину. Ничего не могу поделать! Больше верю ей тут, когда она с поджатыми губами ходит мимо Лиды или когда шипит мужу, что она «в её годы»…
Но есть тут один момент, который прошибает до слёз: Клавдия узнала, что мужа больше нет, и тянет руки к его портрету в узорной раме… О-о, никаких слов не надо… Всё-таки большая артистка Валентина Телегина.
А что же меня мучает и не отпускает столько времени? Мысль о судьбе Мити.
Геолог узнал, что жена его не любит. И тут же узнал, что началась война. Лида успела сказать ему, чтобы он не обращал внимания на её записку. Так она давала ему понять, что будет ждать его. Но…
Дмитрий ушёл на сборный пункт в первый же день — и всё. Тишина. Ни одного письма, никакого известия. Полная неизвестность.
Вот меня и мучает: что же с ним произошло? Понятно, что война, что угодно могло случиться. Но почему же не было извещения о пропаже без вести? Может, он решил не возвращаться? Но мог ли такой сильный волевой мужчина настолько подло наказать жену, заставить её мучиться от неизвестности? Погибло всё его подразделение, некому слать известия? Такое тоже могло быть.
Один штрих — и видна трагедия войны. Ни одного выстрела не звучит, а война вот она…
Как вы думаете, что стало с Дмитрием? Может, и правда, ходит где-то и ищет свой лучистый колчедан, рядом с которым — железо?
И как вы думаете, простит ли себя Лида, разрешит ли быть себе счастливой с Константином? И будет ли счастлив с ней Константин, потому что она всегда будет помнить Митю?
Обсудим?
P. S.
Нашла совершенно потрясающий комментарий Надежды Кораблёвой к тексту об этом фильме:
«А это мои воспоминания о том, как снимался этот фильм.
На днях, случайно, переключив телевизор на другую программу, попала, как по волшебству, в свое детство. Шел фильм «Дом, в котором я живу». Съёмки этого фильма происходили рядом с моим стареньким домом, это было грандиозное событие для жителей нашего переулка, половина которых с удовольствием снималась в массовках. И я с подружками тоже. Нам было по 9-10 лет.
Вначале мы наблюдали, как перед нашими двухэтажными домиками построили каркас 4-х этажного дома с окнами, подъездными дверями, и стены обтянули чем-то вроде брезента. С 5-ти шагов уже казалось, что это прочные стены, а за брезентом были просто леса. Когда артисту нужно было помахать рукой и что-то крикнуть из окна, он балансировал с обратной стороны на этих лесах.
Когда снимали зиму, а это было жаркое лето, то приехали пожарные машины напустили пены, и мы, как сумасшедшие, в своем зимнем бегали по этому «снегу», обливаясь потом.
Нас снимали! Такая радость! Лично я не попала в фильм, но моя подружка (осталась только память о ней) там говорит целую фразу «Ой, девочки, он сейчас прыгнет!» А моя сестра провожает добровольца на фронт.
Каждый кадр возвращает меня в то далекое время. Вот в кадр попадает бабушкино окошко, вот соседский дом со сквозным подъездом, как удобно было играть в казаки-разбойники, а вот я вижу эпизод в котором могу точно указать, где я стою в темноте и наблюдаю за съёмкой. Вот уж точно — у времени в плену.
Маленький эпизод моего триумфа из того времени. В нашем дворе за доминошным столом с лавками режиссер Лев Кулиджанов собрал съёмочную группу на оперативную пятиминутку. Я осколком стекла рисую на земле большую королевну, втайне мечтая, что кто-нибудь заметит и похвалит.
Собрание заканчивается и гл.режиссер говорит: «Смотрите, какую королевну нам нарисовали! Аккуратнее, не затопчите!» У меня, как цветок внутри расцвел, счастье безмерное. Запомнила на всю жизнь. Вот, как он понял, что я этого так жду? Поэтому и снял такую тонкую и правдивую картину.
Теперь о самом фильме. Мне кажется это один из лучших о войне. И вот интересно, как так получилось, что при отсутствии сцен со сраженьями и выстрелами, он так наполнен атмосферой войны, что местами кажется документальным».
P. P. S.
И ещё один штрих. Когда снимали сцену возвращения Серёжи из командировки, чуть не случилась трагедия. Артисту надо было перебежать проспект Мира — широкую дорогу, по которой тогда ходили трамваи. Посмотреть, как снимают кино, собралась целая толпа.
Владимир Земляникин, будучи в образе, увидел: один мальчишка до того зазевался, что сейчас свалится под колёса трамвая. Артист успел добежать и спасти паренька. Тогда об этом написали в газетах.