Драма, где Андрей Миронов сыграл обаятельного циника, походя погубившего юную жизнь

Сам актёр ролью остался разочарован, да и сама картина довольно быстро пропала из поля зрения аудитории. Сегодня фильм — из числа забытых редкостей, в фильмографии Андрея Миронова он, безусловно, есть, но вспоминают о нём нечасто. Между тем, создавали драму настоящие киновиртуозы — сценарист Евгений Габрилович и режиссёр Георгий Натансон. И хоть

Андрей Миронов критически отнёсся к этой своей работе,

фильм заслуживает внимания, потому что такого Миронова вы мало где увидите. Итак, «Повторная свадьба», вышедшая в 1976 году.

Автору сценария Евгению Габриловичу, начавшему работу в кино ещё до войны, репутацию подтверждать было не нужно: он был уже именитым сценаристом с объёмной фильмографией. Сценарий «Повторной свадьбы» он написал в тандеме с киноведом и сценаристом Соломоном Розеном, кинематографистом менее опытным, но имеющим в активе несколько фильмов. Переносить авторский замысел на экран взялся Георгий Натансон, тоже очень известный и заслуженный мастер, автор массы кинохитов, включая «Шумный день» (1960), «Старшая сестра» (1966) и, наверное, самого громкого фильма своего времени «Ещё раз про любовь» (1968).

В центре сюжета «Повторной свадьбы» семейная пара, переживающая кризис.

Молодая женщина Настя приезжает в родной город к матери и сообщает, что её муж Илья, шутник, интеллектуал, пишущий диссертацию, мужчина, с которым, по определению самой Насти, не бывает скучно, завёл роман на стороне. Настя намеревается развестись и остаться на родине, бросив Москву, где жила с Ильёй. Но буквально через пару дней приезжает и Илья.

Он расстался с возлюбленной (а это прелестная и немного наивная 18-летняя девушка Лида) и умоляет жену простить его и начать всё сначала.

Настя поначалу неумолима, но потом понемногу оттаивает и прощает изменника. Между тем, в город приезжает и Лида, которая начинает преследовать Илью и настаивает на продолжении романа.

Тот неохотно, но говорит, что вернулся к жене, но в его словах есть всё же что-то обнадеживающее, несмотря на заверения, что всё закончилось, да и вообще было не по-настоящему.

Параллельно развивается история любви подруги-соседки Насти Аси и её любимого Васи, оканчивающего институт. У Аси и Васи, в отличие от Насти и Ильи, всё яснее, очевиднее и прямолинейнее, и Ася с так свойственным молодости максимализмом осуждает Настю за возвращение к изменившему Илье. Тем не менее в финале все празднуют воссоединение Насти и Ильи, но слегка омрачает атмосферу новость, что из местной гостиницы выбросилась девушка. Впрочем, балагура Илью, в этот момент разливающего шампанское, это смутить не может, он продолжает пребывать в благодушии. Позднее оказалось, что погибшей была Лида, так и не сумевшая пережить (не)любовь Ильи.

Подбирая актёрский ансамбль, Георгий Натансон сделал не вполне обычный выбор. Роль Ильи он отдал Андрею Миронову, которого зрители привыкли видеть в образ комичных, эксцентричных, мелодраматичных, но уж никак не отрицательных. Кстати, почти параллельно актёр снимался в мюзикле «Небесные ласточки» (1976), где выступил как раз в привычном амплуа. Роль Ильи Миронова заинтересовала возможностью показать себя в другом ракурсе. Хотя своего героя он совсем уж мерзавцем не считал. В интервью журнале «Искусство кино» Миронов говорил:

«Героев такого рода чаще всего принято изображать кристально отрицательными. Циничными, равнодушными, короче говоря, подлецами. Так вышло и в этом фильме. Хотя я, честно говоря, стремился к другому. Ведь нельзя видеть в человеке только чёрное или белое, нельзя так категорично подходить к оценке его поступков. Помните, слова К. С. Станиславского? Когда играешь злого — ищи, где он добрый… Я стремился показать, что есть и хорошее в моём герое».

Так или иначе, роль в «Повторной свадьбе» для Андрея Миронова стала своего рода экспериментом, и, наверное, всё же удачным, поскольку его герой до сих пор вызывает противоречивое отношение зрителей.

Роль Насти, жены Ильи, получила актриса Ирина Калиновская, а в роли Лиды — Наталья Егорова, всего лишь в третий раз появившаяся на экране. Кстати, актрисе на момент съёмок было уже 25 лет, хотя она играла 18-летнюю девушку.

Справедливости ради надо отметить, что реальный возраст Натальи Егоровой здесь совсем не заметен.

Асю и Васю сыграли Марина Дюжева и Игорь Костолевский. Сейчас это как-то сложно представить, но Игорь Костолевский, тогда сыгравший всего пару ролей, числился в начинающих артистах.

Впрочем, почти одновременно с «Повторной свадьбой» он снимался у Владимира Мотыля в историческом фильме «Звезда пленительного счастья» (1976), после выхода которого проснулся всесоюзной знаменитостью.

Возрастные роли получили маститые исполнители: Зинаида Дехтярёва (Наталья, мать Насти), Людмила Макарова (Маруся, старинная подруга Натальи и мать Аси)

и Михаил Кузнецов (Павел, муж Маруси и отец Аси).

Второстепенные роли у Станислава Чекана, Всеволода Сафонова и Леонида Куравлёва, Борислава Брондукова. Поистине бесподобный состав!

Основную часть фильма снимали в Одессе. Сложнее всех работа далась главному актёру Андрею Миронову, поскольку из-за занятости в театре ему приходилось регулярно летать в Москву. И когда группа перебралась в столицу, чтобы доснять сцены в павильонах и на московских улицах, ему стало куда проще.

Худсовет принимал «Повторную свадьбу» тяжело. Режиссёра раскритиковали за мрачность сюжета и негативный финал и предложили вырезать ряд сцен. Например, изначально в картине были эпизоды с Лидой в больнице после падения, когда она мучительно уходит из жизни, но их Натансона заставили удалить. По соображениям цензуры выбросили сцену встречи Ильи и Лиды в номере гостиницы. Под нож пошло множество небольших, но важных эпизодов с участием Ильи-Миронова, что самого актёра сильно огорчило: именно эти эпизоды доказывали, что его герой ещё может исправиться, что он не закоренелый злодей. Но в итоге ключевой характеристикой Ильи стала фразе матери Насти Натальи: «Я много в жизни людей повидала, но Вы — самый страшный из них».

В самом конце декабря 1975 года худсовет после всех правок всё-таки дал добро на выпуск «Повторной свадьбы» в прокат. Тем не менее картина, в титрах которой фигурировали отнюдь не безвестные авторы и исполнители, получила самую низкую категорию — третью. Андрей Миронов был разочарован тем, каким оказался его герой в окончательном варианте:

«Когда съёмки закончились и фильм был смонтирован, я увидел на экране другого человека, даже не поверил: все мои усилия оказались тщетными — в результате расстановки сил в фильме мой герой, увы, выглядел, неисправимым негодяем».

В прокате картина собрала приличную аудиторию почти в 20 миллионов человек, через два года вышла на тв, по потом стала понемногу забываться. В список главных хитов Андрея Миронова она не входит, но, как и я отмечала в начале, посмотреть фильм советую. Кино небанальное и тем интересно.

А ещё хочу отметить, что в некоторые моменты я отчётливо слышала у Андрея Миронова интонации Александра Ширвиндта, для которого неотразимые наглецы — амплуа привычное и постоянное. Это, конечно же, моё очень субъективное восприятие, но всё же (особенно это заметно в первой части ленты). У вас такого ощущения не было?

Оцените статью
Драма, где Андрей Миронов сыграл обаятельного циника, походя погубившего юную жизнь
Восемь еврейских режиссеров СССР и что они сняли