Если 1967 год для советских кинематографистов прошёл под эгидой празднования полувекового юбилея революции, то следующем отдавали дань 50-летней истории комсомола. В числе фильмов, запущенных тогда в производство, был фильм «Первая девушка», в котором
главная героиня, вступив в организацию без особой цели, только для того, чтобы не отставать от деревенских ребят, позже впитала в себя идеологию и стала местным вожаком и грозой кулаков.
Картина не стала популярной, а сегодня по понятным причинам её совсем не вспоминают, однако примечательна эта работа там, что одну из первых ролей тут сыграла Валентина Теличкина, а Глеб Стриженов, которого называли одним из главных интеллигентов советского экрана, предстал в образе белогвардейца-насильника. Поэтому поклонникам этих актёров забытую сейчас «Первую девушку» рекомендую особо.
В основе фильма — одноимённая повесть Николая Богданова. Писатель и сам стоял у истоков комсомола, был молодым активистом и одним из тех, чьими руками и писалась история комсомола. Повесть «Первая девушка» он опубликовал ещё в тридцатые, и тогда же повесть впервые экранизировали, это был фильм «Повесть о первой девушке» (он не сохранился). Правда, там соратники главной героини, той самой первой девушки Сани Ермаковой, повели себя по отношению к ней некрасиво и даже подло, в новой киноверсии, вышедшей спустя почти 40 лет, товарищи Сани оказались благороднее.
Лента по сценарию Алексея Сахарова снимал режиссёр Борис Яшин (он же был соавтором сценария). Оба уже были довольно опытными кинематографистами, хотя для Бориса Яшина, прежде снимавшего короткометражки и работавшего в тандемах с другими режиссёрами, «Первая девушка» были лишь второй самостоятельной полнометражной лентой. В центре сюжета — обычная деревенская девушка Саня Ермакова.
Действие происходит в 1919 году, и жители деревни фактически разделены на две группировки: одни стоят за старый строй. другие, большей часть молодёжь, — за советскую власть.
Приверженцы прежней жизни уходят в лес и начинают партизанскую войну, а передовая молодёжь, создавшая комсомольскую ячейку, им противостоит.
Комсомолкой становится и Саня, и очень скоро девушка выдвигается в лидеры. Ненавистники советской власти ей этого не прощают и как-то, застав Саню врасплох, подвергают насилию.
Давно влюблённый в Саню Ваня предлагает скрыть позор (ведь это деревня!) и выйти за него замуж, но Саня отказывается, хотя чудовищное происшествие и меняет её.
В финале виновники трагедии Сани, которую к тому моменту уже выбрали делегаткой на уездный комсомольский съезд, будут наказаны, но заплатить за это придётся слишком дорого.
Режиссёр Борис Яшин в ходе съёмок дал интервью журналу «Советский экран», где рассказал о новой работе:
«Это должен быть фильм не только о первых комсомольцах, о первой девушке-комсомолке. Его можно было бы определить как рассказ о времени. И не вообще, а о русской деревне в 1919 году. Наши герои типичны именно как люди своего времени. Достоверность героев и времени для нас самое важное, и, если произойдёт это «узнавание», можно будет считать задачу фильма выполненной».
Главную роль режиссёр сразу предложил Валентине Теличкиной, которая снималась у него в предыдущей картине. Актрису уже знали: чуть раньше вышел фильм Сергея Герасимова «Журналист» (1967), который и проложил ей дорогу на экране. Не могу не отметить, что Валентине Теличкиной, обладательнице внешности лиричной и женственной, сильные героини удавались ничуть не хуже, чем томные красотки и мягкие современницы.
Кстати, похожую роль (героиню двадцатых, которая борется за Советскую власть она сыграет ещё через несколько лет в драме «Счастье Анны»). Исполнительнице героиня оказалась близка: по возрасту они были почти ровесницами, хотя и жили в совсем разные эпохи. Позднее Валентина Теличкина говорила, что вместе с режиссёром они
пытались воссоздать на экране накалённую атмосферу двадцатых, показать энтузиазм, горячность энергичность молодых людей тех лет, которые искренне стремились изменить мир.
На роль комсомольца Вани, влюблённого в Саню, утвердили актёра Алексея Крыченкова, других комсомольцев сыграли Анатолий Линьков, Павел Васильев, братья Михаил и Николай Сильвановские.
Противоборствующую сторону представили актёры более взрослые: Глеб Стриженов (коварный белогвардеец, маскирующийся под безобидного гармониста), Борис Руднев, Лев Дуров.
Довольно необычный образ достался актёру Константину Сорокину, которого более привычно видеть в комических история. Борис Яшин, который неоднократно снимал актёра, увидел его в роли деревенского батюшки, который в разговоре с комсомольцами высказал очевидную, хоть и не для всех мысль. Когда парни спросили, есть ли Бог, батюшка разумно ответил: «Если верите — есть, если не верите — нет».
Поскольку у авторов стояла цель не просто показать сложную и жестокую двадцатых, а именно жизнь деревенскую, пришлось искать нетронутую цивилизацией натуру. Колоритные места нашлись в Калининской области (сейчас — Тверской), а в съёмочную площадку превратился городок Старица и его окрестности. Кстати, снимал картину оператор Анатолий Мукасей, и по его требованию в солнечные дни актёры почти никогда не работали: согласно задумке режиссера и оператора, всё должно было происходит в дни пасмурные, что символизировало непроходящую напряжённость атмосферы.
В прокат «Первая девушка» вышла уже в начале 1969 года. По словам Валентины Теличкиной, перед премьерой она сильно волновалась:
актриса родилась в деревне, в многодетной семье, её родители и односельчане были свидетелями тех событий, о которых рассказывал фильм, а некоторые и участниками. Конечно же, для Валентины были важны оценки людей, среди которых она выросла.
И оценки эти оказались положительными: зрители оценили достоверность ситуаций и почувствовали дух тех непростых лет.
И ещё один интересный факт, найденный в интервью Валентины Теличкиной. Актриса отмечала, что сын довольно равнодушно относился к её киноработам. Но сцена с насилием из «Первой девушки» произвела на парня тяжёлое впечатление.
(Замечу, что это 1968 год, и, разумеется, ничего вызывающего в кадре нет, всё показано намёками, и лишь благодаря игре Валентине Теличкиной и нехарактерной для Глеба Стриженова злобности и агрессивности зритель понимает, что сейчас будет). После этого Валентина Теличкина решила, что больше в подобных эпизодах сниматься никогда не будет. И слово своё сдержала: мы ни разу не видели артистку ни в криминальных образах, ни в пошлых низкопробных киноподелках. И это достойная уважения позиция.
А как вы думаете, время идеологических фильмов вроде «Первой девушки» безвозвратно прошло или о них всё же когда-то вспомнят?