Драма, где героиня ловко «подложила» любовника в фундамент карьеры мужа

Этот фильм патриарха советского кино Иосифа Хейфица изначально был обречён на сравнение с предшественником, вышедшим четверть века назад.

И многие отдавали (и отдают) предпочтение как раз ленте «Поединок» 1957 года режиссёра Владимира Петрова, экранизации одноимённой повести Александра Куприна. Но сегодня речь о другой версии, более поздней, созданной в 1982 году, — картине Иосифа Хейфица по тому же произведению, но с названием «Шурочка» по имени главной героини.

Иосиф Хейфиц принадлежит к числу кинематографистов, стоявших у истоков советского кино. Долго время он работал вместе с режиссёром Александром Зархи, а первыую самостоятельную работу выпустил лишь после войны. И моментально попал в число лучших и авторитетнейших режиссёров. Громким дебютом, драмой «Большая семья» 1957 года, Хейфиц доказал, что он автор зрелый, имеющий собственный взгляд и особый почерк, мастер реалистичного кино. В творчестве Хейфиц обращался как к современности, так и к классической русской прозе и в обоих направлениях преуспел. Однако самым главным его «увлечением» были даже не жанры, а образы, и большей частью режиссёр посвящал фильмы героиням, женщинам, переживающим некий кризис либо стоящим на перепутье. Сам он так объяснял пристрастие к женским образам:

«В любой женской судьбе, в любом характере присутствует материнство. И отношение к любви иное. Женский характер мне всегда кажется сложнее мужского, таит в себе очень много интересных черт и какую-то особенную диалектику души».

Собственно, именно поэтому в новой экранизации Куприна на первый план вышла именно Шурочка, дама амбициозная, всеми силами желающая вырваться из унылой обыденности военного гарнизона. Очень неглупая и активная (Шурочка поддерживает мужа Владимира, который готовится поступать в академию и вместе с ним изучает военные науки и, плохое, преуспевает даже больше супруга. Муж уже дважды провалил экзамены, но, думается, будь на его месте жена, она бы поступила блестяще), она ещё и честлюбива и хитра. И даже в юном трепетном подпоручике Ромашове видит одно из средств достижения цели. Увы, подпоручик слишком мягок и ослеплён страстью, чтобы отказать любимой, поэтому становится жертвой собственной дерзости.

Сценарий для фильма Иосиф Хейфиц написал сам, запершись на даче в посёлке Комарово. Он долго размышлял над кандидатурой актрисы, которой согласился бы отдать главную роль. Для него это уже была седьмая вдохновляющая на творчество героиня, и, что интересно, на главные роли он всегда брал разных актрис, в числе которых были Ия Саввина, Елена Коренева, Елена Проклова, Евгения Глушенко. Режиссёру хотелось показать не столько отрицательный нрав Шурочки, сколько поединки внутри людей (Ромашова, Николаева, Назанского). Да и сама Шурочка — не что иное, как нескончаемый «поединок между любовью и страстью и жаждой успеха, глубоким чувством и грубым делом». (И. Хейфиц).

После многочисленных проб режиссёр остановил выбор на молодой актрисе Елене Финогеевой. И тут есть любопытное пересечение. Дело в том, что в фильме «Поединок» 1957 года роль Шурочки играла Ирина Скобцева. Она же была педагогом на курсе во ВГИКе, где училась Елена Финогеева (вместе с мужем Сергеем Бондарчуком). Первую роль Елене Финогеевой помог получить как раз Сергей Бондарчук, мало того, только получив диплом Елена сыграла легендарную революционерку Александру Коллонтай в фильме Бондарчука «Красные колокола» (1982).

Ирина Скобцева об ученице отзывалась как о талантливой и трудолюбивый девушке, которая стремится докопаться до истины:

«Она была на курсе самой трудолюбивой студенткой. Ей чужда была «лёгкость» в работе: добилась и успокоилась. Настойчиво закрепляла найденное, совершенствуя своё мастерство. Елена с завидным упорством шла к сложным психологическим решениям в ролях. И всё это было основательно, до мелочей выверено, глубоко».

Роль подпоручика Ромашова получил Андрей Николаев, актёр уже опытный, довольно много снимавшийся, пусть и не всегда в главных ролях. Николаева заметили сразу же после дебюта в кино: это была сложная роль младшего сына в тяжёлой драме Григория Чухрая «Трясина» (1977), хотя после, наверное, ему так и не удалось сыграть роль такого же уровня.

В роли Владимира Николаева, мужа шурочки, — Валентин Смирнитский,

коллегу Ромашова, горького пьяницу Назанского, сыграл прекрасный актёр-самоучка Константин Григорьев, а приятеля Ромашова — Станислав Садальский.

В небольшом эпизоде блеснула Людмила Гурченко (про её героиню Хейфиц сказал, что она «жалит, как осенняя муха». И Гурченко этот характер удалось показать безупречно),

а роль капитана отдали Николаю Скоробогатову. Одну из последних ролей тут сыграл Иван Дмитриев, хоть и с голосом Игоря Ефимова.

Добавлю, что в работе над фильмом приняли участие и другие мастера кино: композитор Олег Каравайчук и оператор Дмитрий Долинин. А в качестве художника выступил Владимир Светозаров, который уже не раз работал с Иосифом Хейфицем, своим отцом. Владимир, надо сказать, не пользовался славой отца и репутацию даровитого кинохудожника заслужи сам. Он вырос буквально на киностудии, ещё дошколёнком подрабатывал бутафором и в итоге стал признанным и востребованным профессионалом, проработавшим в кино до последнего дня жизни.

Фильм «Шурочка» в прокате появился летом 1983 года. В список лучших и популярнейших лент Иосифа Хейфица он не попал и не попадает, его заслонили куда более громкие, дискуссионные и наделавшие шума картины. Но фильм хорош хотя бы потому, что в нём есть своя атмосфера с тем самым привкусом неизбывных страданий любого русского человека.

«Вы спрашиваете, почему в моей кинорежиссуре экранизации классики, как правило, перемежаются с современными картинами? Это чередование не случайно. Работа над классикой всегда обогащает. Я чувствую себя человеком, научившимся чему-то новому. И это — приятное чувство ученичества! Думаю, что все мы выученики великой русской литературы. Это касается не только профессиональных уроков. Мы наследуем её демократический, её морально-этический пафос».

Уже готовя материал, я, как всегда неожиданно для себя, узнала, что в 2014 году вышла очередная экранизация «Поединка» — сериал «Куприн. Поединок». Знакомы ли вы с ним? Сравнивали ли вы «Шурочку» и «Поединок» 1957 года?

Оцените статью
Драма, где героиня ловко «подложила» любовника в фундамент карьеры мужа
Шикарный дом в Москве, где жил Виталий Соломин. И как выглядит его скромнейшая могила на Ваганьковском кладбище