Драма, где герой любил до умопомрачения, но всё равно не женился

Режиссёр Гавриил Егиазаров рассказывал, что фильм «Расставания» (1985) — это результат его многочисленных поездок по стране, встреч с людьми, работающими на стройках-гигантах, общения с рабочими, строителями, водителями.

Это и в самом деле история в общем-то обычного мужчины, который выбрал собственный путь в жизни и готов сразиться с каждым, кто ему мешает идти по этому пути. Правда, попутно он ранит других, случайно или намеренно, но и это составляющая его личного благополучия.

Не стала исключением и любимая женщина героя, которую он всё время держал рядом, но так и не подпустил близко к себе.

Сценарий «Расставаний» принадлежит Эдуарду Володарскому. Драматурга тогда очень занимала тема одиночества, разобщённости, противопоставления себя обществу. Главный герой, водитель Роберт Голдаев, сам себя характеризует как одиночку, да и ведёт себя так, будто живёт один. Это вспыльчивый и резкий человек, который не лезет за словом в карман. Роберт — опытный и трудолюбивый шофёр, он готов на риск, порой неоправданный, и включается в общее дело, но только в тех рамках, которые удобны ему.

Он давно любит Веру, но стоит той завести разговор о замужестве, как Роберт тут же отстраняется и моментально возводит между собой и любимой непробиваемую стену.

Сюжет же состоит в том, что водителям срочно нужно перегнать КамАЗы на большую стройку на Енисее. Но близится Новый год и мало кому из мужчин хочется встречать праздники вне дома. Однако команда всё же собирается, а напарником Роберта становится Вениамин, молодой и общительный парень, настоящий коллективист, душой радеющий за работу и результат. В пути коллегам придётся преодолеть несколько препятствий, а попутно Роберт будет постоянно вспомнить о Вере.

В последнее время их отношения вконец разладились.

Вера уехала к матери, чтобы избавиться от беременности, и Роберт затеял старую игру: почувствовав, что Вера ускользает, бросился за ней, но как только она вновь расчувствовалась, он опять отстранился.

Уже подъезжая к стройке, Вениамин и Роберт попали в зловещую ночную пургу. Роберт решил бросить грузовик и идти в посёлок, где живёт Вера, а Вениамин остался в КамАЗе. В темноте и холоде, увязая в снегу, Роберт предвкушает, как его в тёплом уютном доме встретит любимая с малышом на руках. Но это не финал.

Режиссёр Гавриил Егиазаров поставил две цели. Во-первых, показать масштабность строительства, дать зрителям возможность прочувствовать атмосферу, размах производства, передать дух того времени. А во-вторых, продемонстрировать неоднозначного современного героя, человека, который вызывает противоречивое отношение к себе. Сам режиссёр говорил:

«… герой должен быть многогранной сложной, убедительной в своих достоинствах личностью. Воплотить такой замысел можно только в творческом содружестве с талантливым актёром. Армен Джигарханян верно и точно понял своего Голдаева, его неоднозначный глубоко драматичный характер».

Любопытно, что одной из недавних предыдущих ролей Джигарханяна тоже был шофёр-дальнобойщик (фильм «Трое на шоссе» 1984 года), и, возможно, Гавриил Егиазаров именно там присмотрел актёра в свою картину.

Роль Веры получила молодая актриса Светлана Рябова, только что пришедшая в московский Театр Сатиры, а напарника Роберта Вениамина сыграл студент ВГИКа Фёдор Сухов.

На втором плане и любимые зрителями исполнители: Татьяна Егорова и Владимир Самойлов, Юрий Саранцев и Виктор Филиппов, Валерий Афанасьев и Николай Бармин.

В небольшой роли двоюродного брата Веры, которого Роберт принял за её ухажёра, Борис Токарев, десять лет назад сыгравший одну из лучших своих ролей в фильме Гавриила Егиазарова «Горячий снег» (1972), а в маленьком эпизоде — супруга Бориса Токарева Людмила Гладунко.

Отдельно надо отметить эпизод с воспоминанием Роберта о молодости, в котором фигурирует его мать и невеста, когда-то им брошенная в деревне. В роли матери — Евгения Уралова, невесту сыграла начинающая актриса Мария Зубарева, которую огромная слава настигнет в девяностые, когда будет сниматься один из первых российских сериалов «Мелочи жизни», но, к сожалению, насладиться ею не успеет: в 1993 Мария Зубарева ушла из жизни.

Ну а юного Роберта Голдаева, у которого уже виден сильный жёсткий характер и который принимает решения вне зависимости от мнения окружающих, даже близких, сыграл дебютант, в котором режиссёр увидел внешнее сходство с Арменом Джигарханяном. Это был студент Школы-студии МХАТ Сергей Векслер, пока ещё никому не известный. Но уже совсем скоро Сергея Векслера заметит режиссёр Себастьян Аларкон, чилиец, окончивший ВГИК и много работавший в СССР в жанре политического кино. После работы у него Векслер станет по-настоящему знаменитым.

Драма «Расставания» вышла в прокат летом 1985 года. Несмотря на довольно интересный сценарий, где производственная и романтическая линия переплелись вполне органично, и хороший актёрский ансамбль, она не стала большим хитом, зрители и критики приняли её ровно. А вот Эдуард Володарский счёл фильм удавшимся и позже зачислял его в число лучших экранизаций своих сценариев.

Кинокритик Елена Плахова в рецензии на фильм написала о Роберте, герое Армена Джигарханяна:

«Резкий, вспыльчивый, доверяющий лишь себе. <…> У него своя правда, своя формула счастья, выведенная ещё в юности: “Никому ничего не обещать, жить, как хочется самому”».

А вам такая формула близка? Или вы скорее согласитесь с по-юношески заодрной максимой напарника Роберта Веньки: «Если ты никого не сделал счастливым за свою жизнь, то цена тебе  копейка»?

Оцените статью
Драма, где герой любил до умопомрачения, но всё равно не женился
Глядя на его роли в кино, трудно поверить, что Виктор Авилов смог произвести фурор в театральной Англии