Зрители привыкли видеть актёра в ролях лёгких, комедийных, режиссёры часто предлагали Александру образы симпатичных живых персонажей, порой с чудинкой, но режиссёр Тимур Золоев увидел в артисте героя трагического, переживающего серьёзный жизненный кризис,
фактически открыв для зрителей Александра Ленькова в новом качестве. И, несмотря на то, что картина большим хитом не стала, многие взглянули иначе на Александра Ленькова.
Тимур Золоев в игровое кино пришёл, как и некоторые его коллеги, через кино документальное. В документалистике он преуспел, его ленты выделяли критики, отмечая правдивость и убедительность сюжетов, достоверность характеров, чёткость бытовых зарисовок.
Интересно, что художественный кинематограф не заставил Тимура Золоева отказаться от документальных фильмов, он виртуозно сочетал два направления.
Кроме того, режиссёр всегда славился работоспособностью: всего за несколько лет работы в игровом кино он снял три фильма, и
«Отпуск, который не состоялся» — это его четвёртая лента и вторая в качестве сценариста.
Герои «Отпуска, который не состоялся» — трое молодых мужчин, которые дружат со школы. Сейчас им по 28, у каждого своя жизнь и свои сложности, но они пытаются находит время друг для друга и собираются провести ближайший отпуск вместе. Правда, есть некоторая проблема — Андрей, один из троицы, злоупотреляет спиртным.
Он, когда-то талантливый и перспективный студент технического вуза с большим будущим, буквально перед защитой диплома всё бросил ради творческой карьеры. Андрей был капитаном команды КВН, любимчиком публики, обожал сцену и решил, что именно актёрство — его призвание.
Но всё оказалось непросто: в драмтеатре он долго не задержался, перешёл в кукольный, но и тут не находит себе места. К тому же его бросила любимая, так что Андрей топит собственную несостоятельность в алкоголе.
Второй друг Юра вполне успешен. Он детский кардиохирург, любит профессию, готовится защищать диссертацию.
Однако начальник не вполне понимает устремления и амбиции молодого врача, из-за чего Юре на работе дискомфортно. Есть и личный аспект: Юра неравнодушен к коллеге Татьяне, но та замужем, и, похоже, счастливо, и поводов для надежд Юре не даёт.
Валера, третий товарищ, тоже явно не обдёлен жизнью, хотя из сюжета не ясно, чем он занимается. Он женат, обожает жену Наташу (несколько лет уговаривал её выйти замуж!), да и Наташа его любит. Но полного взаимопонимания в семье нет: супруги отдалены друг от друга, хотя вроде бы и стараются быть вместе.
Юра и Валера уверены, что Андрей понапрасну растрачивает жизнь, но всё равно пытаются помочь ему.
Впрочем, и сам Андрей приходит к выводу, что необходимо что-то менять, и добровольно ложится в больницу. Кажется, что вот-вот всё в жизни исправится и наступит по-настоящему светлая полоса. Но происходит трагедия. И совместный отпуск, о котором так мечталось, не состоится.
В роли неудачника Андрея Тимур Золоев и увидел Александра Ленькова. Роль Юры получил Андрей Мягков, в роли Валеры — Михаил Жигалов.
Все актёры были старше персонажей: им уже было за 30, хотя по сюжету 28 (в начале — и вовсе 17).
Любопытно, что в роли отца Юра — актёр Сергей Яковлев, который всего на 15 лет старше экранного сына.
Женские роли получили Ирина Акулова (Наташа, жена Валеры), Галина Дашевская (Татьяна Ивановна, коллега Юры, в которую он влюблён) и дебютантка Марина Кайдалова (девушка Андрея).
Роль хирурга-начальника Юры сыграл Евгений Лебедев.
Фильм подготовили к прокату в начале 1977 года. Аудиторию он собрал сносную, зрителям был принят неплохо, критики же во мнениях разошлись. Основной упрёк режиссёру был в том, что
сюжетные линии порой путаются и обрываются, а сама проблемная ситуация становится очевидной едва ли не к середине фильма. Вторая часть повествования выглядит скомканной, а финал — скоротечным,
и с этим сложно не согласиться. Многие сочли, что Тимур Золоев, имеющий в активе отличные документальные ленты, почему-то отказался от объективности, которая тут была бы кстати, и уклонился в сторону вычурной драматичности.
Тем не менее, картина заставила зрителей задуматься, нужна ли и важна ли поддержка окружающих человеку в непростой ситуации и способны ли они что-то изменить в его жизни, пусть даже против его воли.
Драма «Отпуск, который не состоялся» сегодня не из числа самых известных. Хотя вопрос он задаёт небезынтересный: достаточно ли одного таланта, чтобы достичь успеха? Андрей, герой фильма, считал, что да.
Но оказалось, что нужно ещё и колоссальное упорство, чтобы, раз оказавшись на вершине, там удержаться. И упорства ему как раз не хватило. А как вы считаете?