он считает, что здесь его ждёт научный успех, отличная карьера, уважение в обществе и личное счастье с возлюбленной, красавицей и внучкой русской эмигрантки.
Увы, реальность, в которую погружается герой фильма «Вид на жительство» (1972), оказывается иной.
Сценарий о перебежчике-учёном и практикующем психиатре написали знаменитый и всем в Советском Союзе известный писатель, поэт и драматург Сергей Михалков, создавший гимн страны, и журналист Александр Шлепянов.
Режиссёрами стали начинающие коллеги Омар Гвасалия и Александр Стефанович (последний ещё не раз будет сотрудничать с Михалковым). Дуэт Гвасалии и Стефановича образовался ещё в студенческие годы, когда они вместе сняли телефильм. Задумывалась сюжет фильма совсем не таким, каким в итоге получился.
Изначально в главной роли авторам виделся Владимир Высоцкий, который должен был предстать в образе невостребованного на родине таланта, ищущего признания на Западе.
В роли его возлюбленной предполагали снимать супругу, французскую актрису Марину Влади. Однако такой вариант снимать запретили сверху, так что историю пришлось переписать.
Исполнителя главной роли искали несколько месяцев. В числе приглашённых на пробы был не слишком известный, хоть и снявшийся в паре лент актёр Московского театра имени Станиславского Альберт Филозов.
После его проб у режиссёр уже не было сомнений, что именно Альберт Филозов и будет играть в картине. На роль его любимой женщины Хилари Кутасовой, той самой внучки эмигрантки, пробовались Марианна Вертинская и Людмила Максакова, но в итоге утвердили Викторию Фёдорову.
Итак, врачу Ростиславу Савельеву, отправившемуся в командировку в капстрану, приходит мысль стать невозвращенцем. В отделении полиции он заявляет о своём желании, но настаивает, что политической подоплёки в его решении нет, он руководствуется лишь личными мотивами (и это правда).
Его желание удовлетворяют, так что через время Ростислав становится почти полноправным местным.
Он пытается влиться в эмигрантскую компанию, состоящую из тех, кто бежал ещё в послереволюционные годы, и их наследников. Но полноценно освоиться тут у него не получается.
Научную работу Ростислава не публикуют, с работой тоже не ладится,
поскольку в командировку он выехал без документов об образовании и подтвердить профессионализм не может. Местный коллега-психотерапевт может предложить Савельеву только неоплачиваемую должность ассистента, а на бирже ему и вовсе предлагают работать водителем.
Правда, удаётся заполучить работу дезинфектора, но это явно не соответствует профессиональному уровню Ростислава, да и первый же выезд в трущобы вызывает у него отвращение.
Постепенно перебежчик начинает понимать, что и здесь действует блат, в выигрыше остаётся только тот, у кого есть связи, а для коллеги-психотерапевта важнее не вылечить пациентов, а подсадить их на постоянное лечение за неплохие деньги
(а ещё лучше подсадить и их родственников). К тому же выясняется, что Хилари, его возлюбленная, не такая уж и любящая, как казалось, и ей ничего не стоит сменить возлюбленного.
Интересные актёры появились в образах эмигрантов первой волны. В роли бабушки Хилари предстала 89-летняя Надежда Волк-Леонович, непрофессиональная актриса, представительница обширной дворянской династии Волков-Леоновичей.
В роли князя, сочувствующего Ростиславу, — Леонид Оболенский, 69-летний актёр, начавший карьеру в двадцатые годы и стоявший у истоков советского кино.
Редактором газеты, в которую в конце концов устроился экс-психиатр Ростислав Савельев, стал Адольф Ильин, а небольшую роль его коллеги сыграл режиссёр Михаил Садкович, режиссёр фантастического фильма «Таинственная стена» (1967).
А ещё обратите внимание на вышибалу, с которым повздорил в казино Савельев.
Этого мощного мужчину сыграл Борис Химичев, хотя в титрах это не указано.
Фильм «Вид на жительство» в прокат вышел в конце 1972 года. Несмотря на громкое имя Сергея Михалкова в титрах (любопытно, кстати, что в титрах указано не просто «авторы сценария», а «сценарий и диалоги»),
фильм особо известным не стал, хотя Альберта Филозова после него заметили, режиссёры начали активно предлагать ему роли. А вот несколько других участников съёмок предпочли последовать по пути Ростислава Савельева.
Виктория Фёдорова в конце семидесятых стала гражданкой США, актриса Инна Сергеева, сыгравшая Джой, работницу телефонной службы помощи, которую опорочил Ростислав, вскоре после съёмок уехала в Германию, там же сейчас живёт и художник-постановщик «Вида на жительство» Анатолий Брусиловский. Оператор Юрий Сокол, снимавший ленту, спустя полтора десятка лет перебрался в Австралию, а сценарист Александр Шлепянов — в Великобританию.
Отмечу, что финал картины остался открытым, в последних кадрах зрители видят героя на перепутье: он уже понимает, что его решение было необдуманным и неподготовленным, что западная жизнь лишь издалека кажется блистательной и искрящейся и что, возможно, ещё остаётся шанс сделать шаг назад.
Ну а каким будет его дальнейший путь, каждый зритель додумывает сам. А как вы думаете, в какую сторону двинется герой?