Драма об учительнице-предательнице, которая вдруг захотела счастья в личной жизни

«Любовь не должна становиться тиранией: тому, кого любишь, умей вовремя пожелать счастья…», — такие слова прозвучали в статье, вышедшей в журнале «Спутник кинозрителя», которая рассказывала о фильме режиссёра Никиты Хубова «Предательница» (1978). Авторы показали очень непростую, даже болезненную ситуацию неожиданного конфликта между воспитательницей детдомовцев и её подопечными. И всё потому, что

женщина, заменившая детям мать, вдруг решила, что и она тоже достойна быть счастливой, и захотела выйти замуж. Но ребята этого не поняли и сочли, что их предают.

Никита Хубов пришёл к режиссуре, как и многие его коллеги, сначала поработав оператором. Потом он занимался документалистикой, и лишь спустя десять лет занялся игровым кино.

Почти всегда сценарии Никита Хубов писал сам, так вышло с фильмом «Предательница», его второй работой в художественном кино.

Главная героиня Мария Александровна — классная руководительница 6 «Б» класса, правда, работает она не в школе, а в детдоме. МарьСанне, как зовут её ребята, под 40, собственной семьи у неё нет, воспитанники фактически стали ей родными: они доверяют ей секреты, часто проводят время у неё дома, даже остаются ночевать. Но в жизни МарьСанны вдруг появился любимый мужчина,

она счастлива и собирается замуж, но вот незадача: будущий муж живёт в другом городе, так что МарСанне придётся уехать, оставив детей.

И дети, которые сроднились, срослись с женщиной и видят в ней настоящую, любящую, понимающую мать, отказываются это принять Кто-то просто грустит, кто-то уговаривает женщину не уезжать, а небольшая компания мальчишек во главе с заводилой Лёшкой Сидоркиным и вовсе начинает почти травлю. Не поддерживают решение МарьСанны и коллеги, отказывающиеся брать класс, имеющий репутацию хулиганистого. Подспудно и они считают, что женщина делает неправильный выбор, упрекая её в том, что она оставляет ребят, которых уже однажды предали. Но МарьСанне нужно решиться:

остаться с теми, кого она приручила, кому посвятила себя, или создать наконец собственную семью.

Главную роль Никита Хубов отдал актрисе Ларисе Блиновой, своей супруге. Для Ларисы Блиновой это было далеко не первое появление на экране, но первая большая роль. Строго говоря,

МарьСанна — это вообще единственная центральная роль актрисы (что весьма удивительно, учитывая, что она была женой режиссёра).

Но сама актриса не переживала из-за кинокарьеры, делом своей жизни она сделала самодеятельную детскую театральную студию. Этим она увлеклась, ещё будучи студенткой ВГИКа. После получения диплома Лариса Блинова несколько лет служила в театре, но потом вернулась к студии. Я читала, что много лет она работала в московском Дворце пионеров на Ленинских горах. Внушительный опыт общения и сотрудничества с юным поколением помог актрисе при создании образа МарьСанны. Рассказывая об этой роли, Лариса Блинова отмечала:

«С детьми работать рискованно. На мой взгляд, они всегда естественней и искренней взрослых исполнителей».

И тут нельзя не сказать, что ребята, исполнившие роли детдомовцев, и в самом деле были в кадре правдивы. Иной раз вообще возникает ощущение, что лента не игровая, а документальная, настолько ситуации правдивы, а поведение мальчишек и девчонок органично (возможно, тут сказывается опыт Никиты Хубова в документальном кино). Особое внимание обратите на юного актёра Георгия Киянцева, сыгравшего задиристого Сидоркина.

По задумке режиссёра, Сидоркин немного влюблён в МарьСанну. Это не любовь в классическом понимании, это именно влюблённость в некий идеал женщины, матери, но влюблённость, за которую подросток готов бороться до конца. А когда на пути Лёшки встречается соперник (жених учительницы), он ведёт себя как серьёзный, пусть и пока ещё не взрослый, мужчина. И надо отдать должное парню, который так искренне изобразил переживания.

Финал картины раскрывать не буду, потому что любое решение МарьСанны тут выглядит одновременно правильным и неправильным. А вот слова Ларисы Блиновой о сюжетной линии её героини:

«Сценарий позволял в равной мере как осудить, так и оправдать героиню. Я выбрала последнее, пытаясь в меру сил наделить мою Марию Александровну любовью и живой совестью».

В других ролях в фильме молодые исполнители, в небольших ролях Майя Булгакова,

дебютантка Наталья Харахорина (так в титрах. Фамилию актрисы вообще часто перевирали),

Николай Смирнов, Леонид Неведомский в роли жениха.

В прокат «Предательница» вышла в начале 1978 года. Это не самая известная работа Никиты Хубова, хотя в своё время в педагогической среде её активно обсуждали. Сейчас лента подзабылась, но зря, потому что и сама идея интересна и глубока и наводит на размышления, и реализация действительно талантлива. И в самом деле сложно что-то советовать МарьСанне, ведь найти ответ на вопрос, кем пожертвовать, собой или окружающими, невозможно.

Подводя итог,, могу сказать, что лента хороша. Конечно, это не фильм на каждый вечер, это история для вдумчивого просмотра. Завершу снова словами главной актрисы ленты Ларисы Блиновой (которой, надо сказать, до сих пор пишут слова благодарности её повзрослевшие ученики):

«Убеждена, что становление личности определяется тем жизненным опытом, теми радостями и печалями, которые человек вынес из детства. Один ребёнок, испытав на себе горчайшее — несправедливость, — решает: нет, никогда не стану так поступать с другими. Но ведь иной его ровесник может решить иначе: вырасту и отплачу всем… Нельзя не думать об этом нам, взрослым».

А вы видели фильм «Предательница»? Как вы думаете, МарьСанна в итоге «предаст» учеников или похоронит мечту о личном счастье?

Оцените статью
Драма об учительнице-предательнице, которая вдруг захотела счастья в личной жизни
«Девчата». Почему Ковригин выбрал Тосю, а не Анфису? Всё далеко неочевидно