Драма, после которой Михаил Ульянов зарёкся снимать кино

В первый раз Михаил Ульянов попробовал себя в качестве режиссёра в конце шестидесятых, но тогда это было стечением обстоятельств: Ульянов снимался в экранизации романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», которую ставил Иван Пырьев.

И из-за внезапной кончины Пырьева третью серию пришлось завершать Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову, также снимавшемуся в картине. Спустя пару лет актёр задумал создать уже собственную полноценную киноисторию как режиссёр.

Выбор пал на повесть Бориса Васильева «Самый последний день» (1973) о немолодом участковом, который уходит на пенсию и последний рабочий день посвящает обходу подопечных в компании нового участкового.

Объясняя выбор материала, Михаил Ульянов говорил, что повесть Васильева покорила его душевностью, добротой.

А ей главный герой, 55-летний участковый Семён Ковалёв, пусть и выглядит порой старомодным, но всё же транслирует вовне идею о том, что осудить человека лёгко, куда сложнее попытаться понять его, проникнув в душу.

Ковалёва Михаил Ульянов взялся играть сам:

«Мне неудержимо захотелось показать с экрана глаза хорошего и доброго человека. Это стало необходимым потому, что меня не оставляла надежда: глядя в эти глаза, может быть, посветлеют и потемневшие от злобы глаза»,

так что на площадке он работал вдвое больше коллег. Кстати, сам Ульянов был на десять лет моложе героя (но, на мой взгляд, в кадре актёр выглядит гораздо старше своих тогдашних 45).

Нового участкового Степешко сыграл Вячеслав Невинный.

А роль своенравной профессорской вдовы Агнессы Ульянов отдал супруге Алле Парфаньяк, которая прославилась после первой же работы в военной комедии «Небесный тихоход» (1945) и больше никогда не сыграла ничего столь же яркого.

Тут тоже стоит отметить любопытную коллизию с возрастом: Ковалёв говорит, что вдове 43, сама она уверяет, что ей 39, в реальности Алле Парфаньяк тогда 48.

Роль девушки Аллы, со странного инцидента с участием которой начинается последнее рабочее утро Ковалёва, получила студентка Ярославского театрального училища Татьяна Кулиш.

Для Татьяны это был дебют на экране, и вполне удачный: режиссёра её заметили и начали приглашать в кино, при этом актриса параллельно играла на сцене Ярославского драмтеатра, где тоже преуспела.

Роль хама, наглеца и убийцы Валеры отошла Богдану Ступке, который карьеру в кино начинал как раз в образах сомнительных, а роли его неудачливого соперника в борье за Аллу (очень положительного и совестливого парня) — Владимир Носик.

В других ролях Ирина Бунина, Валентина Владимирова, Виктор Зозулин, Николай Граббе, Николай Парфёнов, Михаил Жигалов, Игорь Кашинцев.

Поскольку героев в картине было очень много, Михаилу Ульянову понадобилось проявить недюжинные организаторские способности, чтобы собрать на площадке исполнителей и скоординировать всю работу. При этом он умудрялся к каждому артисту найти свой подход и деликатно подсказывал, как следует играть.

Будучи сам актёром, Ульянов прекрасно знал, что далеко не все его коллеги могут спокойно относиться к диктаторскому тону режиссёра, поэтому и не навязывал сво точку зрения, а тонко направлял. Актёр Александр Ширшов, сыгравший товарища Ковалёва, о режиссёре Михаиле Ульянове сказал так:

«… он сам актёр и актёра понимает. Вы обратили внимание, как мягко, я бы даже сказал нежно, он делает замечания, как, не насилуя психику актёра, подводит его к нужному результату… Мягко, но настойчиво… У него ум с сердцем в ладу».

Фильм «Самый последний день» был подготовлен в конце 1972 года, в в феврале 1973 его увидели зрители. Несмотря на то, что лента получилась по-настоящему душевной и будоражащей, сам режиссёр остался не в восторге от дебюта.

Интересно, что и многие зрители сочли, что Ковалёв — герой идеализированный, слишком уж положительный, едва ли не сказочный, каких в жизни не встретишь. Такие суждения Ульянову были не по вкусу, потому что именно такого героя, возможно, уникально редкого, но всё-таки реального, он и хотел показать:

«Мне захотелось рассказать в фильме о добром человеке, который всей своей жизнью протестует против упрощения отношений, о человеке, который выбрал путь общения с миром через добро».

Однако больше Михаил Ульянов кинорежиссурой не занимался, навсегда выбрав путь актёра.

От себя могу добавить, что в картине есть невероятный по силе воздействия эпизод со старушкой, которую выселяют из дома (не пожалейте десяти минут, чтобы посмотреть), а финал непредсказуем.

Оцените статью
Драма, после которой Михаил Ульянов зарёкся снимать кино
Предсказания Распутина, которые сбылись