Драма с половником»: что осталось за кадром фильма «Стряпуха»?

Для меня «Стряпуха» – один из лучших фильмов Эдмонда Кеосаяна и абсолютно точно лучший фильм Светланы Светличной. И пусть в свое время критики разгромили эту картину, зрителям она пришлась по душе. Тем более, что интересные и неожиданные события происходили не только в фильме, но и за кадром.

ИЗ ПЬЕСЫ В ФИЛЬМ

Сюжет «Стряпухи» уже был знаком советскому зрителю. Правда, театральным зрителям. В театре им. Е.Вахтангова уже год с успехом шел спектакль по пьесе Анатолия Софронова «Стряпуха». В 1960 г. пьеса разошлась по многим театрам Советского Союза и была поставлена 4637 раз.

Вполне ожидаемо, что такой успешный спектакль должен был появиться на киноэкране. Тем более что наступали «оттепелевские» 60-е. Жить нужно было по-новому – вместе и весело. Эпоха требовала от кинематографа легких оптимистичных фильмов. Одним из таких фильмов и стала комедийная мелодрама (по-другому и не скажешь) «Стряпуха». Картину снимали летом 1965 г. в кубанской станице Некрасовской. График был плотным. Второй режиссер фильма Леонид Черток вспоминал:

«Снимали почти без перерыва. Поднимались с рассветом, в 6 утра начинались съемки и до самого заката. И так два месяца».

В картину пригласили целую россыпь советских звезд. И по заведенной тогда традиции, расселили отнюдь не в ближайших благоустроенных гостиницах, а прямо в хатах местного населения.

ФРОНТОВАЯ СМЕКАЛКА ЮМАТОВА

Наверное, увереннее всего в быту «без удобств» чувствовал себя Георгий Юматов. К тому времени в его фильмографии уже было более 30 фильмов, однако звездный статус и столичная жизнь участника Великой Отечественной войны совсем не изнежили. Юматов вспомнил фронтовые будни и быстро наладил быт съемочной группы.

Так, в соседнем колхозе актеру удалось достать цыплят и мешок корма для них. Он построил загон, кормил и растил птицу, и скоро у съемочной группы были практически домашние обеды. Коронным блюдом стал цыпленок табака. Кстати, это блюдо особенно удавалось в готовке Светлане Светличной.

СОВЕТСКАЯ СОФИ ЛОРЕН

Светлана Светличная стала настоящим открытием «Стряпухи». Для нее кухарка Павлина Хуторная являлась первой главной ролью. Актриса всегда с большим теплом относилась и к своей роли, и к фильму в целом. Она вспоминает:

«Я всегда любила «Стряпуху». Считаю, что роль у меня вышла замечательная. И весь фильм получился очень душевным».

Эдмонд Кеосаян выбрал Светлану Светличную из множества актрис советского кино. Однако Светлана Афанасьевна со своей холодной красотой не очень вписывалась в образ колхозной поварихи. Было принято решение перекрасить актрису из блондинки в брюнетку. Получилось хорошо, но сама Светличная пришла от преображения в ужас. Она спрятала темные волосы под платком и превратилась в… Софи Лорен. Только больших очков не хватало.

Позже критики припомнили Кеосаяну неудачный выбор актрисы. Впрочем, зрители и сама съемочная группа так не считали. Светличная прекрасно справилась с ролью. Я думаю, вопреки мнению, что фильм до сих пор «живет» только на имени Высоцкого, «Стряпуху» смотрят из-за отличного сюжета и потрясающих актеров, в том числе и Светличной.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВЫСОЦКИЙ

Но все же самым запоминающимся героем фильма для многих стал Владимир Высоцкий. И вовсе не из-за роли. По моему мнению, персонаж у него получился довольно слабый, да и экранного времени для него выделили мало. Но бард предстал перед зрителями в неожиданном блонде. Удивительно, что за страсть была у режиссера Эдмонда Кеосаяна радикально перекрашивать актеров?

Однако смена цвета волос стала не самой большой проблемой с Высоцким. Не совсем понятно, как Владимир Семенович, тогда еще не очень известный широкой публике артист, вообще попал в фильм. По одной из версий, за начинающего актера попросил друг. Эдмонд Кеосаян сначала отказывался, но, когда уже выбранный на роль комбайнера Андрея Пчелки актер решил сниматься в другом фильме, режиссер пригласил Высоцкого.

Сам Владимир Семенович озвучивал другую версию: его якобы уговорили сниматься в «Стряпухе» вопреки его желанию. Из всего, что ему запомнилось на Кубани, было спиртное.

«Ничего, кроме питья, в Краснодаре интересного нет», – телеграфировал Высоцкий своему другу в Москву и просил забрать его обратно в столицу, так как «Эдмондик его обижает».

У режиссера, правда, была другая версия с «обидами». Высоцкий во время съемок стал организатором попоек. Он собирал актеров на шумные посиделки, пел, пил, чем всякий раз рисковал сорвать съемочный день. Однажды местный житель попросил Высоцкого не играть ночью на гитаре, за что актер ударил того в живот. Кеосаян собирался заменить проблемного актера, но остановило режиссера лишь то, что большинство сцен с Высоцким уже было снято.

«65 МЕТРОВ ЮМОРА»

«Стряпуха» вышла на экраны как лирическая комедия. Однако критики сразу же разнесли фильм, назвав его «драмой с ополовником». По их мнению, легкий сюжет актеры сыграли «чересчур драматично».

Кухарка Павлина трагично бьет половником назойливого ухажера. И вообще, «комедийная» игра Светличной полна «драмы, глубины и многозначительности». Озорные герои постоянно скатываются в психологическую драму. Единственным персонажем, который был на своем месте, критики назвали персонаж Юматова. Однако в картине его было мало, а потому фильм получил обидную рецензию «65 метров юмора на 2 тысячи метров комедии».

Впрочем, зрители критику совершенно не поддержали. Фильм вошел в 10-ку лучших картин 1966 г. Трогательная и душевная «Стряпуха» остается популярной даже у современного зрителя, совсем не знакомого с реалиями того времени.

Оцените статью
Драма с половником»: что осталось за кадром фильма «Стряпуха»?
Анекдот про мужика и продавщицу и еще немного саркастических шуток