Фильм «Ливень» (1975) снимался к 30-летию Победы. Но война там проходит на заднем плане, в ужасающих воспоминаниях, терзающих главную героиню, основное же действие развивается под давно освобождённым Переславлем-Залесским в самом конце войны. Там, в деревне, где сейчас остались женщины и дети, а мужчин наперечёт, и
сложился драматический любовный треугольник (а может, даже пятиугольник), связавший покалеченных и в прямом, и в переносном смысле войной людей.
Сценарий «Ливень» написали Эдуард Тропинин и Анатолий Галиев, оба в кино уже не новички, а экранизацией занялся Борис Яшин, тоже кинематографист опытный и зрелый, ученик легендарного Михаила Ромма. Любопытно, что Ромм даже увидел в своём ученике-будущем режиссёре актёра и пригласил его сняться в небольшой роли в культовом фильме шестидесятых «Девять дней одного года» (1962), однако сам Борис Яшин видел себя именно как автора, а не как исполнителя. Коллеги считали Яшина режиссёром-лириком, и действительно, во многих его работах лирические мотивы сильны, причём это не зависит от времени и обстоятельств.
Человек и его душа всегда становились предметом изучения для режиссёра, не стал исключением и «Ливень», где герои проходят через своего рода перерождение (это, к слову, чётко показано визуально), оживают внутренне, пережив боль, душевную и физическую, снова видят красоту жизни и наслаждаются ею.
Сюжет в нескольких словах таков. В Переславль из освобождённой Польши возвращаются солдат Иван и девушка Саша, его случайная знакомая. Ивана ждёт дома жена, а вот Сашу, похоже, не ждёт никто: раньше здесь жила её тётка, но сейчас никто не может ничего о ней сказать.
Девушка отправляется в деревню в компании молодого машиниста Кольки, вроде парня неплохого, работящего, общительного. Колька был на войне, но после ранения вернулся, и теперь служит машинистом. Деревенские женщины собирают в лесу живицу, Колька её транспортирует. В краткой поездке Колька вдруг начинает агрессивно приставать к Саше и она спрыгивает с паровоза. Приходит в себя она уже в обустроенном доме в удобной кровати. Рядом — молчаливый мужчина и мальчик. Мальчишка по имени рассказывает, что
безмолвный Серафим — лесник. На войне его контузило, с тех пор он не говорит, но всё слышит.
Саша остаётся в доме лесника, постепенно у них завязываются отношения. Но оказывается, что в Серафима давно влюблена Павла, деревенская вдова, статная красавица, уважаемая односельчанами бригадирша, и это осложняет жизнь Саши и заставляет её расстаться с Серафимом. Но это ещё не финал.
Исполнительницу роли Саши искали довольно долго. Борису Яшину хотелось найти выразительное русское лицо, и одновременно артистку, которая могла бы минимумом слов показать максимум переживаний (в её памяти время от времени всплывает эпизод, когда фашисты расстреливают деревенских детей, потому что взрослые не выдают партизана).
В конце концов на роль утвердили студентку ВГИКа Светлану Дирину, ученицу Сергея Герасимова. Для Светланы это был дебют на экране, и довольно успешный. Но в начале девяностых актриса уехала за границу, поэтому надолго выпала из поля зрения режиссёров и зрителей.
Роль Серафима получил Николай Олялин, которого называли «главным солдатом советского кино» за его безупречное исполнение мужчин в форме. Забавно, что сам Николай даже не служил в армии, но фронтовики, видевшие военные фильмы с ним, даже не сомневались, что актёр был на фронте: настолько его образы были правдивы.
Люди действительно верили, что перед ними — настоящий солдат, и даже факт того, что Николай Олялин родился за месяц до начала войны, никого не смущал.
Здесь артисту досталась роль необычная — его герой нем, и все мысли, эмоции, переживания Серафима должны были быть написаны на лице и в глазах. Только за одно это могу посоветовать «Ливень» к просмотру. И заодно советовала бы его всем будущим актёрам. Николай Олялин сыграл роль так, что слова даже будут лишними. Смотрите в его глаза, вы там прочтёте намного больше, чем можно сказать.
В роли влюблённой в Серафима Павлы Борис Яшин видео только Людмилу Зайцеву. Павла — это та самая русская женщина, на которой держится мир. Режиссёр считал, что роль написана именно для этой актрисы и отстаивал её кандидатуру на худсовете, хотя ему рекомендовали взять другую исполнительницу. Но в итоге Людмилу Зайцеву всё же утвердили. Правда, сама актриса роль сочла непростой. В интервью она отмечала:
«Работа была нелёгкой. Уж очень фрагментарно выписана роль. Главные события в биографии Павлы остались за кадром, а в кадре итог. Задача невероятной сложности — в конечном результате воспроизвести иллюзию процесса».
В роли машиниста Кольки — Николай Ерёменко. Этот выбор режиссёра удивил многих: Ерёменко уже заслужил амплуа лирического героя, но никак не рабочего. Однако актёр, примеривший непривычный образ, с ролью вполне справился, хотя действительно смотрится это всё же необычно.
В образе солдата Михеева, спутника Саша, предстал Юрий Назаров, один из самых часто снимаемых советских актёров. В отличие от коллег по площадке он ленту и свою работу в ней счёл не слишком удачными. Рассказывая о недавних ролях в журнале «Искусство кино», Юрий Назаров сетовал, что роль в «Ливне» наряду с ещё несколькими ролями последних пары лет не стала увлекательной, не захватила его, заставив забыть остальное. Тусклые проходные роли, которые ему тогда предлагали, заставили актёра задумываться о смене профессии, о чём он тоже рассказал в беседе с журналистом:
«В жизни моей тоска эта <из-за нереализованности>, как правило, выливалась в то, что я бросал кино — три года работал на целине, потом вернулся, снимался, снова всё бросил, работал полтора года мотористом на земснаряде. Потом опять возвратился в кинематограф… А вот сейчас снова подолгу смотрю на карту — не пойти ли мне в матросы, на пароход, который ходит из Мурманска во Владивосток».
Эти мысли Юрий Назаров озвучивал почти полвека назад. Сейчас ему уже за 80, и он по-прежнему снимается, так что, наверное, его роман с кино всё-таки сложился.
Ну и отмечу ещё одну роль — охотника-железнодорожника, приятеля Кольки Бориса, влюблённого в Павлу. Эту второстепенную роль сыграл Глеб Стриженов.
В небольших ролях Валентина Березуцкая, Мария Скворцова, Пётр Любешкин, Даниил Нетребин.
Снимали фильм «Ливень» там, где и разворачивается действие м поблизости от Переславля-Залесского, где оператор и режиссёр нашли живописную натуру и великолепные истинно-русские пейзажи, за чрезмерное любование которыми в кадре картину позже поругивали.
Создавая историю, в которой влюблённость героев спасает их от очерствения, режиссёр применил приём вроде бы банальный, но действенный:
первая часть фильма снята на чёрно-белую плёнку, вторая — на цветную.
Могу сказать, что на мне приём сработал: после появления цвета настроение фильма моментально поменялось, как и его восприятия. К тому же по сюжету уже приближается Победа, и жизнь по-настоящему расцветает, ведь ещё и вступает в свои права весна. В общем, задумка Бориса Яшина вполне себя оправдывает, хотя и за неё критики тоже режиссёра упрекали.
В прокате «Ливень» стартовал осенью 1975 года. Он не приблизился к числу самых успешных фильмов года, собрав среднюю аудиторию. Но это красивая, пусть и не громкая картина о том, что жизнь побеждает. Николай Олялин и его умные синие глаза прекрасны. Безусловно рекомендую посмотреть. Но обратите внимание, что есть ещё советская лента «Ливень» 1979 года. Это другой фильм, снятый на «Узбекфильме».
А в каких ролях вам запомнился Николай Олялин?