Самым известным фильмом, снятым по одной из книг советского детского фантаста, стал телепроект 1984-го «Гостья из будущего», еще через три года вышел «Лиловый шар».
В этих картинах, снятых режиссером Павлом Арсеновым, главную героиню играла Наташа Гусева. Так что у зрителей сложился вполне конкретный образ экранной Алисы.
Для «Острова ржавого генерала», сценарий к которому, как и в предыдущие разы, писал сам Булычев, искали другую исполнительницу. Да и режиссер был другой — Валентин Ховенко, имевший обширный опыт работы над выпусками «Ералаша».
Алису искали долго, отсмотрели около трех тысяч претенденток. Наконец, остановились на Кате Прижбиляк с удивительными синими глазами. И, как это часто бывает, нашли ее совершенно случайно, буквально «проходя мимо».
Стоит ли говорить, что бюджет ленты был весьма ограничен, поскольку над фильмом работала не центральная киностудия, а творческое телевизионное объединение «Экран».
А снимать-то надо было фантастику, так что роботов придумывали на ходу и сооружали буквально из подручных средств. И ведь получилось! Например, вы увидите здесь самый настоящий дрон в качестве кинокамеры.
Все интересные визуальные находки — результат оригинальных задумок талантливого тандема художников-постановщиков картины — Теодора Тэжика (перед этим он поработал над знаменитой лентой Данелии «Кин-дза-дза!») и Алексея Котеночкина (потомственного мультипликатора и автора новых выпусков «Ну, погоди!»).
Военизированные роботы — боевые машины, созданные еще в XX веке и кажущиеся нелепыми только до тех пор, пока они не начинают стрелять, — соседствуют здесь с Бабой Ягой, исполненной неподражаемым Александром Леньковым.
Вот как характеризует свой проект в монтажных листах творческая группа:
Конечно, при нынешних возможностях кинематографа с его цифровыми технологиями можно было бы создать на этом материале зрелищный приключенческий фильм для детей. Впрочем, для взрослых в этой фантастической истории тоже масса интересных тем для раздумий.
Однако же в той картине, которую мы вам сегодня предлагаем, есть то, что никаким цифровым технологиям не под силу. Это — обаяние советского кино.