Думаете, справедливо сравнивать два прекрасных фильма — «Я шагаю по Москве» и «Мне 20 лет».

Надо отметить, что чиновники почти одновременно «прицепились» к обеим этим славным картинам. Правда, творению Марлена Хуциева досталось гораздо больше. Самое известная претензия к фильму «Я шагаю по Москве» – это высказывание одного из начальников – «Вот у вас говорится, что это комедия, а ведь не смешно!» Тогда находчивый Данелия и сформулировал понятие «на века» – мол, это «лирическая комедия». На том и порешили… .

Вообще, поначалу продуктивный в те годы Геннадий Шпаликов, начал работать над сценарием к «Заставе Ильича» ещё в 1959 году. А первые съёмки состоялись лишь 1 мая 1961 года. Ну, а на экраны драма с многочисленными правками вышла на широкий экран лишь в 1965 году.

Поэтому за это время, кипящей энергией Геннадий, «перебежал» к Георгию Данелии, предложив ему для начала эпизод, в котором девушка идёт под дождём, а парень на велосипеде с зонтиком пытается … . Потом жёсткий Марлен Мартынович назовёт этот поступок молодого сценариста – «предательством»…

Хочется сразу заметить, что светлая, яркая комедия Данелии смотрится и сегодня «на одном дыхании». А вот если начать созерцать 190-минутную «Заставу Ильича» в неважном настроении, то думаю, мало кто «дотянет» и до середины столь подробной истории о трёх друзьях. Правда, за тот 1965 год, сокращённую до двух с половиной часов картину с названием «Мне 20 лет», всё же посмотрело почти 9 млн. зрителей.

Крепкие тогда у нас в стране были любители кино, однако ж. Как ни странно, но за знаменитую сцену с поэтами в Политехническом музее ратовала сама Екатерина Фурцева.

Чтобы придать сцене вечеринки золотой молодёжи ощущение документальности, Хуциев позвал на съёмки не актёров, а своих знакомых — режиссёров Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского, сценаристов Павла Финна и Наталью Рязанцеву (в то время жену Геннадия Шпаликова)… .

Да, а ещё фильм Данелии «Я шагаю по Москве» обвиняли в отсутствии внятного сюжета. Ну, бродят друзья по летней Москве, а где комсомольский посыл для советской молодёжи. А ведь в фильме изначально и предполагалось показать нашу Столицу во всей обновлённой красе.

Кстати, большой удачей для картины случилось то обстоятельство, что приглашённый на роль мудрого полотёра артист куда-то запропал. Поэтому Георгий Николаевич и упросил своего приятеля Владимира Басова в кадре «понатирать паркет». Оказалось, что тот не только замечательный режиссёр, но и блистательный артист.

Что интересно, а ведь приятный Евгений Стеблов так за все прошедшие годы и не назвал фамилию того, уже утверждённого на роль Саши, юноши, которого он случайно заменил в этом фильме. Артист лишь рассказал, что позвонить «отставнику» решился только сам Данелия, затем стойко выслушавший по телефону «всё разнообразие обсценной лексики русского языка».

Нет, «Застава Ильича», конечно же, безусловный шедевр, но досмотреть его до финальных титров сможет далеко не каждый. В отличие от лёгкой и приятной «лирической комедии» …»Я шагаю по Москве»…

Оцените статью
Думаете, справедливо сравнивать два прекрасных фильма — «Я шагаю по Москве» и «Мне 20 лет».
Обычно говорят, как хороша Елена Лядова в «Левиафане» и «Елене», но одна из лучших её ролей – в фильме «Любка» по рассказу Дины Рубиной