Дуся, Екатерина Тимофеевна и Алька – три поколения и одна судьба. Кто больше всех заслуживает счастья в советском фильме «Женщины»

Все-таки в черно-белом кино для меня особая магия. Чем больше смотрю, тем больше нравится. Причем в равной степени люблю монохромный Голливуд и наши советские фильмы. И сегодня предлагаю обсудить фильм о наших женщинах.

Простых советских женщинах, работающих на простой советской мебельной фабрике и мечтающих о простом человеческом счастье. История каждой стара, как мир, но переживаний от этого меньше не становится.

Удивительно другое: какие при схожести судеб эти три женщины принимают решения. О верности принятия этих решений и о том, почему к Дусе скорее негативное отношение, а к Але – доброжелательное, мы и поговорим.

?Женщины (1966)

Екатерина Тимофеевна Беднова

Самая старшая, самая опытная, хлебнувшая горя от потери мужа на войне и воспитывающая сына в одиночку. Екатерина Тимофеевна (Нина Сазонова) прекрасная работница, чуткая и любящая мать, отличная подруга.

Сложно ли Екатерине? Очень. Её главная задача – не только материально обеспечить ребенка, но и вырастить из него настоящего мужчину, достойного члена общества. И ради этих благих целей Екатерина перечеркивает всю личную жизнь.

И даже когда её Женя уже далеко не мальчик, даже тогда Екатерина не позволяет себе принять предложение руки и сердца от коллеги по фабрике. Вдруг Жене от этого будет хуже?

Это, конечно, перекос, и сама Екатерина понимает это, но она так привыкла и вряд ли сможет перестроиться, потому что, однажды растворившись в ребенке, себя и свои интересы заметить через столько лет крайне сложно.

Екатерина Тимофеевна – положительный персонаж, несмотря на материнскую гиперопеку, которую я абсолютно не поддерживаю. Вовремя отрезанная пуповина – залог как минимум счастья ребенка, если не своего собственного.

Но время было такое, послевоенное. То, что пришлось ей пережить, даже представить страшно. И вся жизнь Екатерины – фабрика-дом-фабрика. И всем очевидно, что наличие сына никак не помешало бы устроить и личную жизнь, но… что есть, то есть.

Екатерина несчастна в своем одиночестве, но менять ничего не планирует. Судить её за это язык не поворачивается. Жаль, что такой выбор сделан.

Евдокия Николаевна Кузина — представительница среднего поколения. Дуся (Инна Макарова) приехала в город из села и устроилась работать няней. С мужчинами у Дуси не складывается. И, мне кажется, многое объясняет её позиция.

В начале фильме она говорит, что-то вроде того, что лишь бы замуж выйти, предложили бы – пошла, а любовь так, одно название. Евдокия хамоватая, грубоватая, непутевая. Но, как оказывается позднее – своего не упустит.

Дуся случайно знакомится с Екатериной, та устраивает её на хорошее место – мебельную фабрику и предлагает жить вместе. Вот так просто, узнав, что они бывшие соседки по деревням, и из желания искренне помочь незнакомому человеку, молодой и неопытной девушке.

Дуся селится в квартире Екатерины совершенно бесплатно, вечерами они ведут задушевные разговоры, но как-то интуитивно понятно, что женщины абсолютно разные. За простотой Екатерины стоит доброе сердце. За простотой Дуси – эгоизм. Хорошая жизнь для Дуси – удачно справленное пальто и ботиночки на меху.

У Дуси роман с самым беспутним работником Юрием. «Слава» о нем и его похождениях идет на всю фабрику. Конечно, Екатерина Тимофеевна пытается предостеречь подругу от ошибки, но наивная простота Дуся уверена, что знает лучше.

Еще ничей горький опыт не помог не оступиться самому. Свои ошибки – это свои ошибки. Дуся, даже стыдясь перед знакомыми поведения своего кавалера, продолжает с ним встречаться.

Заканчивается вся история печально – аборт и невозможность иметь детей в дальнейшем. Юрка сказал, что бросит, вот Дуся и решилась на прерывание беременности. То есть выбрала отвратительного мужчину, заведомо зная, что Юрий её не то, что не любит, но даже ни во что не ставит.

Просто из желания быть «замужем» лишила себя возможности быть мамой.

Думаю, что и все последующие отношения Дуси с мужчинами были неудачными из-за позиции какой-то рабской, позиции жертвы. Несчастье Евдокии озлобило её, превратив в жестокий сухарь.

В селе у Дуси есть племянница, третье поколение – Алевтина Павловна Ягодкина. Аля (Галина Яцкина) младше тетки на 10 лет, но попала в такую же ситуацию, как и сама Дуся в молодости.

Аля очаровательная девушка, которая влюбилась в такого же неподходящего парня, как Дусин Юрка. Влюбилась, а когда они расстались (на что у Али, в отличие от Дуси хватило ума), сообщила матери, что ждет ребенка. Аля такой пример нового образца советской женщины.

Ей даже в голову не приходит сделать аборт. Она рожает своего Виталика и гордо носит его по селу на руках, встречая прямые упреки односельчан (сплошь женщин, конечно же), осуждающих незамужнюю Альку и её незаконного сына.

Примерно через год после родов Али, Дуся навещает сельских родственников с благородной целью – вытащить племянницу, опозорившую семью рождением сына вне брака, в город, где есть будущее.

Аля категорически против, она не готова расстаться с мальчиком, но, поддавшись на уговоры матери и тетки, оставляет любимого сына и едет работать на фабрику. К тому же более взрослые женщины оперируют такими фактами, как личное счастье.

И для Али, в отличие от Екатерины Тимофеевны, это кое-что да значит. Отказываться от счастья она не намерена.

И Аля, хоть и очень проста, гораздо более возвышенна, чем тетя Дуся с меховыми ботиночками.

И вроде бы хороший поступок Дуси на деле выглядит некрасиво. Она, как и когда-то ей Екатерина Тимофеевна, предлагает Але жить у нее, тети Дуси. Но не бесплатно. Дуся сдает родной племяннице угол за деньги.

Дальше еще интереснее. Дело у Али спорится, работает она хорошо, и не заметить это трудно. Когда Евдокия начинала на фабрике, Екатерина Тимофеевна буквально «протаскивала» её по служебной лестнице, видя перспективу и помогая получить разряд и более высокую зарплату.

Сейчас же Дуся держит Алю на стажировке много дольше положенного срока и получает надбавку, как наставница.

И Дуся, и Аля совершили свои ошибка молодости. При этом Евдокия попрекает племянницу ребенком, а свои «грехи» вроде, как и забыла. Разница лишь в том, что одна родила, а вторая испугалась родить.

Что это? Зависть?

Тут вновь вступает старшее поколение. Екатерина Тимофеевна, которая уже руководит фабричным профсоюзным комитетом, узнав о «добрых» делах Евдокии, берет Альку под свою защиту, проявляя чуть ли не материнскую заботу.

Выбивает комнату в общежитии, дает разряд. А уж когда узнает, что у Али есть сын, которого она планирует забрать в город, то всячески поддерживает. Как тут не вспомнить историю с беременностью Дуси?

И тут самое интересное. Как кардинально меняется отношение Екатерины Тимофеевны, когда её сын, любимый и такой хороший, перспективный мальчик Женя, которому она посвятила всю жизнь, вдруг заявляет, что любит Алю.

 Аля в одно мгновение из милой, жизнерадостной, работящей, доброй девочки, которая не побоялась родить без мужа, превращается в «не пару» её самому лучшему сыну. Необразованная мать-одиночка из деревни, которая портит Жене жизнь.

Но Женя (Виталий Соломин) показывает себя не как мальчик, а как мужчина. Он готов заботиться о сыне Али, потому что любит и саму Алевтину. А Аля, в отличие от Дуси, не готова отказаться от ребенка ради мужчины. Аля и с ребенком не будет одинока, а Дуся никому не нужна и без детей.

И вроде бы простые истины о женщинах, которые по неопытности доверились мужчине. Ведь кто бы что ни говорил, ответственность за принятое решение – на женщине.

«Что я нечестного-то сделала? Что я — убила или ограбила кого? Кому я нужна буду, тому и ребенок мой нужен будет!»

В этом и есть колоссальная разница. Все хотят счастья, но цена разная.

  • Для Екатерины это сын.
  • Для Дуси мужчина (пусть даже она горько жалеет об аборте и планирует взять ребенка из детского дома).
  • Для Али – и то, и другое, делить нельзя.

И мне кажется, поэтому только у Али есть шанс на это самое женское счастье, к которому стремятся все героини фильма.

Аля, не выдержав нападок Екатерины Тимофеевны, бросает работу и уезжает к сыну. И тут проявляется человечность в… Дусе, которая понимает, что старшая подруга не права. Что Аля ни в чем не виновата, и имеет такое же право любить, как имела и Екатерина, и сама Дуся. И наличие ребенка здесь вообще ни при чем.

И Евдокия, и Екатерина одиноки. У Дуси нет никого, у Екатерины – сын. Сын, который начинает свою собственную взрослую жизнь, оставляя мать одну, потому что когда-то она не решилась на отношения.

Екатерина, прекрасно понимающая, как это – растить ребенка одной и отчаянно, до боли желать любви, одумавшись, едет в деревню, чтобы, как мне хочется верить, вернуть Алю в город.

Потому что не считаю я правильным оправдывать такие двойные стандарты. Мать девушки с внебрачным ребенком готова отдать дочь замуж за первого встречного, а мать сына считает, что её золотому мальчику подходит только… кто? Такие вообще существуют?

Все здесь и правы, и не правы. Каждую можно понять, каждой посочувствовать.

Оцените статью
Дуся, Екатерина Тимофеевна и Алька – три поколения и одна судьба. Кто больше всех заслуживает счастья в советском фильме «Женщины»
«Остров ржавого генерала»: почему он не дотянул до прекрасной «Гостьи из будущего» и что не так со второй Алисой Селезневой